Инвестиции в искусство: составить первую коллекцию и капитал на будущее
Ориентировочный оборот мирового рынка искусства ежегодно достигает $65–70 млрд. По сравнению с другими инвестинструментами это, конечно, немного. Ценных бумаг за тот же период продается на триллионы долларов. Однако и игроков в арт-сфере гораздо меньше.
95% продаж через аукционные дома (Sotheby's, Christie’s, Phillips, Bonhams и так далее) приходится на не очень капиталоемкие работы стоимостью до $50 тыс. и только 5% — на выдающиеся предметы искусства сверхвысокой цены.
А если через фонды?
Покупка и продажа предметов искусства первой величины напрямую обычно требует больших первоначальных вложений. Это ограничение снимается, если заходить на рынок через фонды. В данном случае человек приобретает не картину или скульптуру, а паи, и уже управляющая компания инвестирует средства пайщиков. Грубо говоря, это коллективное владение арт-предметами.
Такими фондами управляет профессиональная команда, которая определяет стратегию вложения средств пайщиков, подбирает предметы искусства, оценивает их инвестиционную привлекательность, несет затраты на хранение, экспонирование и прочее.
Примеры таких фондов, которые направляли средства в арт-объекты и были успешны, в мировой практике есть, но их немного. Так, Железнодорожный пенсионный фонд Великобритании (British Rail Pension Fund) в 1974 году решил инвестировать в искусство. Это была первая попытка рассматривать живопись как инвестиционный инструмент. На момент формирования фонда доля предметов искусства была менее 3% от объема фонда. Интересно, что всего было куплено около 500 картин, но лишь 25 принесли сверхприбыль и обеспечили общую доходность в 11–12% годовых.
Существует ряд индексов, которые отражают динамику рынка и показывают факторы, влияющие на конечную стоимость работы. Наиболее известный — индекс Мея-Мозеса. Методику предложили профессора школы бизнеса при Нью-Йоркском университете Цзяньпин Мей и Майкл Мозес, которые собрали и проанализировали базу данных повторных продаж одних и тех же объектов с 1810 года. С 2016-го правами на ее использование владеет аукционный дом Sotheby's.
Индекс Мея-Мозеса показал, что в среднем повторная продажа предметов искусства в Америке происходит через 20–30 лет. То есть это долгосрочные вложения. Существенный всплеск динамики цен наблюдался с 1950-х годов, в частности после появления американского послевоенного искусства. Если брать период с 1950 по 2021 год, то совокупный рост по всем составляющим индекса — 8,5%.
Если брать период с 1950 по 1999 год, то он был более доходным (совокупный прирост 13,3%). В отдельные периоды прослеживается четкая корреляция с различными потрясениями на традиционном рынке капитала.
Инвестиции в искусство в России
В России ситуация развивается по иному сценарию и объем рынка не столь существенный. По подсчетам специалистов международной платформы Bidspirit, в 2022 году оборот российских онлайн-торгов искусством составил в общей сложности $88 млн. Было продано около 232 тыс. работ. Стоит отметить, что продажи на первичном рынке, в частности в галереях, обычно закрыты и оборот на данных площадках оценить довольно сложно.
Во многом этим же объясняется невысокий спрос на коллективное инвестирование в искусстве и отсутствие таких масштабных проектов, как Железнодорожный пенсионный фонд Великобритании. Успешные кейсы, правда, есть и у нас. Однако это закрытые фонды, и информация о том, кто является бенефициаром коллекций, не представлена в открытом доступе.
Отмечены попытки создания еще нескольких закрытых паевых фондов, которые не были приняты инвесторами в основном из-за достаточного длинного цикла инвестирования (20–30 лет) и высоких трансакционных издержек. Далеко не каждый готов ждать, пока картина подрастет в цене.
Почему инвесторы выбирают искусство: три причины
Инвестиции в искусство сложно оценивать исключительно по финансовым метрикам. Это приносит эстетическое удовольствие, а человек, который системно аллоцирует денежные средства в арт-работы, со временем получает статус коллекционера.
По сути, инвестиции в искусство — это альтернативные вложения, они помогают диверсифицировать портфель. Причем разнообразие важно не только в ценных бумагах. Так, серьезные работы авторов первой величины условно можно сравнить с облигациями , которые постепенно растут в цене, они не очень волатильны. Выбор в пользу современного искусства более венчурный подход и зависит от многих факторов: какой опыт у инвестора, какая насмотренность, как он выстраивает стратегию и отношения с галереями.
Помимо диверсификации, на длинном горизонте предметы искусства могут давать доходность выше инфляции. Грамотное выстраивание коллекции в части современного искусства может дать прирост капитала выше доходности по агрессивным вложениям (к примеру, акций). С учетом горизонта инвестирования данные вложения вполне могут быть частью портфеля на пенсии. Кроме того, коллекция может быть передана по наследству. При этом важно уделять внимание просвещению наследников в части коллекции. Это позволит им понимать ценность данных работ и всего собрания как с целью продажи, так и возможности усилить ее за счет ротации работ внутри коллекции.
Живопись, скульптура или яйца Фаберже
Коллекционировать можно все что угодно. То есть инвестировать не только в живопись — хотя это самый распространенный подход, — но и в драгоценности, антикварные украшения, мебель или посуду. Конечно, они не так влияют на мир искусства, как картины, но те же яйца Фаберже стабильны в цене вне зависимости от ситуации на рынке.
По разным исследованиям, UHNWI (Ultra High Net Worth Individuals, сверхбогатые люди с капиталом от $50–100 млн) около 5% своих сбережений хранят в искусстве, в том числе для диверсификации портфеля. Но составляют свой портфель они по-разному: одни привлекают арт-дилеров или кураторов для составления коллекции, другие сами проходят путь покупок через аукционы, потом начинают усиливать ядро коллекции через приобретения у соответствующих галерей, которые работают с уже известными авторами.
С коллекцией не расстаюсь: почему искусство не всегда защитный актив и что помогает окупить вложения
Главная причина, по которой предметы искусства не всегда могут успешно соперничать с другими финансовыми активами, кроется в том, что арт-рынок более узкий и не такой ликвидный . Чаще всего картины и украшения — это последнее, с чем люди расстаются, распродавая в первую очередь другие активы, которые легче быстро превратить в деньги.
Лучшие коллекции попадают на аукцион обычно из-за трех D: divorce (развод), debts (долги) или death (смерть). Но чаще всего даже до торгов они не доходят — сделка совершается в небольшом кругу или в рамках предпродажи.
Само владение предметами искусства может быть весьма затратным из-за необходимости страховки, регулярной оценки и особенностей хранения. Например, хорошая графика не хранится на свету дольше трех-четырех месяцев. Условия хранения важны и для традиционной живописи. Вспомним, например, работу «Лунная ночь на Днепре» Куинджи. Говорят, что владевший полотном великий князь Константин Романов увез картину в морское путешествие, и та настолько испортилась под воздействием соленого воздуха, что восстановить цвета потом так и не удалось.
Настоящие коллекционеры активно изучают и сами работы, и художников, которыми интересуются, и контекст картин. Часто именно этот подход позволяет окупить вложения в несколько раз.
Например, советский коллекционер Георгий Костаки был активно вовлечен в круг современных ему художников, так называемых шестидесятников. Будучи далеко не миллионером, Костаки систематически покупал работы, которые и на тот момент были не всегда дешевы: за Краснопевцева, Вейсберга, Зверева просили по 400–500, а иногда и по 1000 советских рублей. Известно, что в какой-то момент коллекционеру приходилось закладывать шубу жены, чтобы приобрести очередное полотно. Отметим, что в определенный момент влияние Костаки на художественный мир стало весьма существенным, многие из начинающих на тот момент художников хотели попасть в его коллекцию. Как сказали бы сегодня, Костаки стал серьезным инфлюенсером в мире неформального советского искусства. С инвестиционной точки зрения стоимость многих работ из данной коллекции выросла в 1000 раз: полотна устанавливали рекорды на аукционах нонконформистского советского искусства в 2000-х годах.
С чего начать коллекцию
На самом деле, очень многие коллекционеры (не берем топовых и с большим капиталом) за 30 лет собирают серьезную коллекцию. Это не всегда требует больших вложений. Важна эмоциональная вовлеченность. Если вам хочется делать это систематически, можно начинать и с недорогих работ признанных авторов. Например, с той же графики или акварельных рисунков, которые стоят существенно дешевле, нежели масляная живопись.
Как же выбрать художников, работы которых через 25–40 лет будут стоить в десятки или даже сотни раз дороже? Можно обратиться за советом к арт-кураторам или арт-дилерам. Первые менее ангажированы.
Когда инвестор начинает собирать коллекцию, ему стоит покупать меньше, но качественнее. Главное, чтобы предметы были объединены какой-то общей идеей, в противном случае это будет разрозненным собирательством за большие деньги. И еще один нюанс. Не стоит продавать полотно уже через год — в таком случае есть риск совсем не получить прибыли.
Есть разные стратегии, как заниматься развитием своей коллекции. Повысить стоимость картины могут включение ее в каталоги и регулярное активное экспонирование. Последнее в основном подвигает в цене работы авторов, которые еще развиваются.
Будущее инвестиций в искусство в России
Серьезных системных коллекционеров в России сегодня около 500 человек (сложно определить точную цифру, но порядок такой). Тех, кто просто изредка что-то покупает, гораздо больше. Рынок существенно уступает и американскому, и китайскому, и британскому — топовым по объему. Будем надеяться, в какой-то момент ситуация поменяется.
Будущее российского рынка инвестиций в искусство — в стимулировании художественного сообщества. С реализацией концепции поддержки креативных индустрий это станет проще. Можно покупать картины напрямую или приобретать паи инвестиционных фондов художественной направленности. Внешнеэкономические связи пока на паузе, но зато есть возможность активно заняться развитием отрасли внутри страны. Для инвесторов это может стать временем поиска жемчужин на локальном рынке и очень выгодным вложением. А для тех, кто готов глубоко погрузиться в данный сегмент, это шанс стать лидером мнений и повлиять на развитие индустрии, особенно современного искусства.
Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Финансовый инструмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее