Инвестиции
Новости·
0
0

ГТЛК решит проблемы с выплатами по еврооблигациям в течение 2023 года

Компания не может расплатиться по долгам из-за заблокированных счетов европейских «дочек». Представители ГТЛК утверждают, что ирландские структуры работали обособленно от материнской компании
Фото: Леонид Фаерберг / Transport Photo Images / Global Look Press
Фото: Леонид Фаерберг / Transport Photo Images / Global Look Press

АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) решит проблемы с выплатами по еврооблигациям в течение 2023 года. Об этом «РБК Инвестициям» рассказал первый заместитель генерального директора ГТЛК Михаил Кадочников. Причем он не исключил помощи государства.

Кадочников подчеркнул, что европейские «дочки» ГТЛК — GTLK Europe Capital и GTLK Europe Designated Activity Company — выпускали евробонды и обслуживали долг обособленно от материнской структуры, не выводя деньги на счета в России. Это, по его словам, и является отличительной особенностью ситуации ГТЛК в сравнении с выплатами других компаний.

GTLK Europe DAC создана в Ирландии в 2012 году, в том числе под запросы «Аэрофлота», но находила и европейских клиентов. Еще один крупный лизингополучатель GTLK Europe — Qatar Airways. На начало 2022 года портфель компании составлял около $4 млрд. Чистая прибыль GTLK Europe в 2021 составила $25 млн, операционная прибыль — $44,7 млн, выручка — $360 млн.

Международный лизинг авиационного и водного транспорта ГТЛК осуществляет через зарубежную платформу GTLK Global Business, которая была создана как группа дочерних компаний АО «ГТЛК». В частности, в зарубежную платформу GTLK Global Business входили GTLK Europe DAC (Ирландия), GTLK Asia Limited (Гонконг), GTLK Middle East (ОАЭ).

В собственности зарубежных структур — 74 самолета, 37 из них находятся в России и продолжают эксплуатироваться российскими авиакомпаниями. 37 самолетов — за рубежом, они «частично заблокированы» и физически находятся в Европе.

Из-за санкций трудности с проведением платежей по еврооблигациям испытывают все российские компании, выпускавшие такие бумаги. При этом для них установлена обязанность исполнять обязательства перед российскими инвесторами. В качестве способов исполнения обязательств компаниям предложили выпустить замещающие облигации  (указ президента № 430) или делать выплаты в рублях на обособленные счета Д (указ президента № 529).

В указе № 430 говорится об обязанности компаний по исполнению обязательств перед российскими держателями ее евробондов и о том, что эти обязательства могут быть исполнены посредством выпуска аналогичных бумаг (с таким же размером купона и сроком погашения, что у еврооблигаций) в российском периметре.

Минфин и ЦБ подготовят проект указа об обязательном замещении евробондов
Евробонды , Облигации , Минфин , ЦБ
Фото:Shutterstock

Однако представители ГТЛК утверждают, что указ президента № 430 не предусматривает их случай.

«Предложенный механизм предполагает с нашей стороны миграцию пассива или долга с европейской [компании] на баланс материнской компании без привязки к тому активу и денежному потоку, который останется в Европе. Это может оказать негативные последствия на финансовую модель российской ГТЛК. С учетом того что на российской материнской компании достаточно задолженностей перед локальными кредиторами — почти ₽600 млрд, это может повлиять не только на стабильность самой ГТЛК, но и привести к негативным последствиям для транспортной отрасли и финансового сектора», — считает Кадочников.

Для решения проблемы ГТЛК предложило российским регуляторам изменить указ президента № 430. В том числе определить дополнительный источник обслуживания и погашения «нового» долга. Также компания сформулировала предложения по процедуре обмена бумагами в российской инфраструктуре с целью сохранения периметра инвесторов.

Держатели европейских бондов компании уже начали выступать с претензиями к ГТЛК. В конце прошлого года УК «Первая» подала иск на ₽3,15 млрд. Другие держатели бондов также подавали иски к структурам ГТЛК, в частности «Росгосстрах Жизнь» и НС Банк, которые потребовали ₽6,4 млн и чуть менее ₽18 млн соответственно. Кроме того, группа частных инвесторов готовит коллективное заявление. По ее оценке, с апреля 2022 года по март 2023 года компания должна была выплатить всем держателям ее бумаг порядка $180 млн, писал РБК.

«Шансы истцов достаточно высоки. Несмотря на то что размещались еврооблигации от европейской структуры ГТЛК, российская компания является материнской и выступает поручителем. В отличие от ситуации с компаниями Veon и «Вымпелком» здесь все гораздо проще с точки зрения перспектив и шансов истцов», — считает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель.

РБК Pro: Смогут ли инвесторы через суд взыскать с ГТЛК выплаты по еврооблигациям

Фото:Максим Блинов / РИА Новости
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

В середине февраля аналитики «Ренессанс Капитала» также обратили внимание (материал есть в распоряжении «РБК Инвестиций»), что утверждение о некоей особой ответственности GTLK Europe по евробондам ГТЛК и ее автономности от АО не имеет под собой никаких оснований — еврооблигации GTLK Europe Capital имеют структуру гарантированных облигаций с поручительствами как от GTLK Europe, так и от АО «ГТЛК». С точки зрения держателей еврооблигаций ГТЛК обязательства перед ними как GTLK Europe DAC, так и АО «ГТЛК» абсолютно равнозначны, считают эксперты «Ренессанс Капитала».

Управляющий партнер адвокатского бюро «Технология права», адвокат Юлия Майорова обращает внимание на то, что в отчетности ГТЛК по МСФО есть информация о признании обязательств по евробондам. Также в эмиссионных документах ранее декларировалось, что выручка от размещения бумаг будет направлена на общие корпоративные цели группы, включая рефинансирование существующей задолженности. «У ГТЛК отсутствуют какие-либо «особенности», которые бы требовали особого отношения к данному юрлицу», — полагает Майорова.

Некоторые инвесторы пытались решить вопрос в досудебном порядке и несколько раз связывались с ГТЛК. Однако ответы были разные — вплоть до отрицания причастности материнской компании к выплатам. Как пишет «Интерфакс», по данным, которые приводила сама ГТЛК в своей презентации, совокупная доля держателей через Национальный расчетный депозитарий (НРД) и подчиненные депозитарии составляла по состоянию на прошлый год 42% (около $1,4 млрд) от общего объема выпусков еврооблигаций компании. Из них 28,7% приходится на физических лиц, еще 19,6% — на банки, доля управляющих компаний составляет 9,4%, страховых компаний — 9,1%.

Замещающие облигации: как получить выплаты по замороженным евробондам
Евробонды , Облигации , Мосбиржа , Газпром , ЛУКОЙЛ
Фото:Shutterstock

Начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ» Олег Абелев уверен, что случай ГТЛК нельзя назвать уникальным, поскольку многие эмитенты  еврооблигаций из России могут попасть в похожую ситуацию — когда европейские счета заблокированы, а на российских недостаточно денег для обслуживания долгов по евробондам. Однако есть и одно отличие.

«Проблема в том, что для выплат в рублях либо для выпуска замещающих облигаций необходимо разморозить средства на счетах GTLK Europe. Для этого требуется решение суда, однако в эмиссионных документах евробондов есть оговорка, что у российских судов нет компетенции рассматривать этот вопрос, рассматривать это дело должны суды в Лондоне. Но в нашей стране местный суд имеет верховенство над международным. И как здесь перенести дело в недружественную юрисдикцию — непонятно», — подчеркивает Абелев.

Помимо проблем с передачей долгов от европейской компании к материнской, есть еще одна проблема, считает управляющий директор ИК «Иволга Капитал» Дмитрий Александров. По его словам, ГТЛК специально затягивает дело с выплатами по евробондам, чтобы поддержать ликвидность  . Поскольку весь бизнес, на котором строилась компания, а именно авиализинг, а также лизинг морских и речных судов, сейчас поддерживать крайне тяжело.

Единственным акционером ГТЛК является Российская Федерация, права акционера осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации.

Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть юридическое лицо (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании.
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Новости
В SberCIB обновили прогнозы по акциям транспортного сектора12 ноя, 19:41·0
Шортисты Tesla после выборов в США потеряли $7,8 млрд из-за роста акций12 ноя, 19:06·0
ЦБ незначительно поднял официальный курс доллара США и понизил курс евро12 ноя, 17:30·0
«Трансмашхолдинг» рассмотрит возможность выхода на IPO12 ноя, 16:49·0
Что такое накопительная пенсия и как можно ее получить12 ноя, 15:30·0
Госдума приняла закон о реформе критериев квалификации инвесторов12 ноя, 15:04·0
Госдума расширила доступ неквалифицированных инвесторов к флоатерам12 ноя, 14:48·0
Акции «Южуралзолота» подскочили на 8% после решения Ростехнадзора12 ноя, 13:27·0
Акции «М.Видео» упали почти на 5% на публикации операционных результатов12 ноя, 12:01·0
Альфа-Банк улучшил условия по вкладам до 22% годовых12 ноя, 11:38·0
Индекс гособлигаций Мосбиржи вновь опустился ниже отметки 100 пунктов12 ноя, 11:16·0
Почему Гренландию может ждать «cырьевое проклятие» — The Economist
«Свободной торговле полупроводниками пришел конец». Что угрожает TSMC
Важно следить сегодня: индекс Мосбиржи, цены на нефть, акции ЛУКОЙЛа12 ноя, 08:56·0