Аналитики предсказали обвал лиры при любом исходе выборов в Турции
В Турции завершилось голосование в рамках второго тура президентских выборов. По подсчетам Высшей избирательной комиссии страны, на 20:00 мск действующий глава государства Реджеп Тайип Эрдоган набирает 54,6% голосов, его соперник Кемаль Кылычдароглу — 45,53%. По предварительным данным телеканалов TRT Haber, CNN Turk и Halk TV, на выборах лидирует Эрдоган, набирая 51–52%.
14 мая в стране состоялся первый тур выборов, на которых действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган получил 49,51% голосов, а лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу — 44,88%. Перевес голосов в пользу Эрдогана вызвал потрясение на рынке, поскольку инвесторы ожидали, что действующий президент проиграет выборы. В Wells Fargo назвали итог первого тура худшим сценарием для турецких активов и лиры.
В британской финансовой компании Hargreaves Lansdown отметили, что Эрдоган проводит довольно противоречивую денежно-кредитную политику, и перспектива того, что он пойдет еще на один президентский срок, ослабила турецкую валюту.
За две недели после первого тура турецкая лира на международном рынке Форекс потеряла 1,72% по отношению к доллару. По итогам торгов в пятницу, 26 мая, один доллар стоил 19,97 лиры.
С начала 2023 года лира подешевела к доллару примерно на 6%, а за весь 2022 год — на 40%. Одной из причин такой динамики стала новая экономическая модель Эрдогана, при которой приоритет отдается развитию экспорта и низким процентным ставкам для стимулирования роста экономики. Это разительно отличается от того, что происходит в других странах, где в 2022 году ключевую ставку, наоборот, повышают, чтобы тем самым снизить инфляцию.
ЦБ Турции не стал повышать ставку даже после того, как в 2022 году инфляция в стране превысила 85%. В апреле регулятор сохранил ее на уровне 8,5%, притом что потребительская инфляция в прошлом месяце составила 43,68%. При этом в организации ENAGroup, в которую входят независимые турецкие экономисты, утверждают, что в действительности инфляция в апреле достигала 105,19%. В мае ставка по-прежнему осталась на уровне 8,5%.
Но Эрдоган выступает категорически против повышения ставки, утверждая, что это неэффективный способ борьбы с ростом цен. На этой неделе политик пообещал, что показатель будет еще ниже, если он останется во главе государства.
«Политика низких процентных ставок, похоже, является краеугольным камнем политической повестки дня президента Эрдогана и поэтому вряд ли изменится, если он останется у власти», — считает глава отдела стратегии на валютном рынке в Commerzbank Ульрих Ляйхтманн.
Напротив, Кылычдароглу обещал вернуться к традиционному подходу в денежно-кредитной политике, когда для борьбы с высокой инфляцией повышают ставку. Кандидат от оппозиции также намерен предоставить Центральному банку больше автономии — в настоящее время у Эрдогана есть право назначать и увольнять как главу ЦБ, так и членов комитета по денежно-кредитной политике.
Что будет с лирой после президентских выборов
В управляющей компании Union Investment допустили, что в случае победы Кылычдароглу и возвращения традиционного подхода к денежно-кредитной политике лира может продемонстрировать краткосрочный рост.
Но в британской консалтинговой компании Capital Economics спрогнозировали, что после выборов политики в любом случае постепенно ослабят усилия по контролю курса лиры и позволят ей и дальше относительно плавно снижаться к доллару. В Commerzbank пояснили, что в дальнейшем удерживать лиру от обвала будет все сложнее. К тому же после выборов у политиков может пропасть мотивация поддерживать у своего электората видимость стабильности на валютном рынке, считают в Commerzbank.
По оценкам экономистов Bloomberg, всего с декабря 2021 года Центральный банк Турции потратил более $177 млрд на стабилизацию курса лиры.
В международном рейтинговом агентстве Fitch полагают, что вне зависимости от того, кто победит, следующее правительство все равно столкнется со сложной экономической ситуацией, когда лира будет под давлением на фоне отложенного спроса на иностранную валюту, а инфляция останется высокой.
Аналогичного мнения придерживаются и в Bank of America. Там считают, что при победе оппозиции на рынке будет наблюдаться повышенная волатильность до тех пор, пока не сформируется новое правительство. Если же президентом останется Эрдоган, то лиру ждет сильная девальвация, считают в BofA.
По прогнозам Wells Fargo, к концу июня доллар подорожает до 23 лир. Это на 15% выше текущих значений. В JPMorgan Chase еще до первого тура предупреждали, что даже если ЦБ Турции после выборов повысит ставку до 30%, доллар подорожает примерно до 24–25 лир.