Инвестиции в навыки и человеческий капитал: что такое поисковые фонды
Поисковые фонды, или Search Funds — это инвестиция одного или нескольких инвесторов в компетенции предпринимателя или менеджера, вложение в реализацию его талантов через приобретение небольшого, но прибыльного бизнеса. Обычно поисковый инвестиционный фонд собирается вокруг конкретного предпринимателя — тот ищет средства для реализации собственного бизнес-плана.
Концепция поисковых фондов появилась в 1984 году в США. Впервые о ней заговорили в Гарвардской бизнес-школе, но вскоре настоящим центром сосредоточения опыта о Search Funds становится Стэнфордская высшая школа бизнеса. По сей день здесь регулярно выходят отчеты о результатах деятельности поисковых фондов в США и мире. В Европе одним из лидеров изучения работы таких фондов стала бизнес-школа IESE в Барселоне. На сайте школы бесплатно доступны данные о работе этих фондов в ЕС.
Подобная модель инвестирования давно пользуется популярностью во всем мире. Свои поисковые фонды есть в Австралии, Африке, на Ближнем Востоке и в Южной Америке. Лидерство по количеству фондов и объему капитала сохраняется за Северной Америкой.
В России многие знали о концепции, а некоторые даже работали в формате, схожем с концепцией поисковых фондов. Несмотря на это, полноценных Search Funds на российском рынке не существовало до того, как был создан First Russian Search Fund (FRSF). Ведущим инвестором FRSF стала группа компаний «Джи-Групп», занятая в сфере строительства и эксплуатации жилой и коммерческой недвижимости. «Джи-Групп» (G-Group) появилась на рынке в 1996 году и на сегодня занимает одну из лидирующих позиций по объему ввода в эксплуатацию жилья в России.
Как это работает
Предполагается, что группа инвесторов, заинтересованная в сотрудничестве с таким предпринимателем, дает тому деньги для покупки одной из предложенных компаний. Стороны договариваются, что за установленный срок предприниматель сможет увеличить стоимость предприятия — и по итогу инвесторы зарабатывают на продаже долей подорожавшего бизнеса. Часть прибыли от продажи компании получает и предприниматель, который на срок инвестирования становится управляющим этого бизнеса.
Помимо средств на приобретение перспективной компании, в рамках поисковых фондов инвесторы покрывают расходы на ее поиск и тщательную проверку (due diligence). В приоритете — небольшой, но стабильный бизнес, который на момент покупки уже приносит доход.
Обычно срок инвестиции в поисковых фондах составляет от четырех до семи лет. В таком случае, согласно статистике, собранной исследователями из Гарварда и Стэнфорда, инвесторы фондов, нашедших компании для приобретения, могут рассчитывать на среднюю годовую доходность (IRR) до 35% в год. В таком случае вложенный капитал увеличивается от 3,5 до 5,2 раза. Исследователи из Стэнфорда отмечают, что более 66% всех фондов находят бизнес для приобретения, после этого 73% фондов приносят прибыль.
Такой уровень доходности сохраняется на протяжении последних десяти лет. Более того, по данным исследователей, он продолжает расти, даже несмотря на макроэкономические и другие потрясения, которые случились за этот период. Важное уточнение: подобные результаты возможны только в случае тщательного подбора компании, которую будущий управляющий планирует развивать. Так или иначе, подобная стабильность делает поисковые фонды привлекательным инструментом для диверсификации своего инвестиционного портфеля.
Отличия и подбор компаний
Принципиальное отличие поисковых фондов от других способов инвестирования в том, что вкладываются инвесторы прежде всего в компетенции конкретного предпринимателя. Другими словами — в человеческий капитал.
Помимо прочего, поисковые фонды отличаются степенью вовлечения инвесторов в дела компании. Вложенные в покупку бизнеса средства дают право на долю в нем, а инвесторы получают место в совете директоров приобретенной компании. Таким образом, они могут не только получать информацию о деятельности и успехах компании из первых рук, но и влиять на стратегические решения, если подобное оговорено сторонами.
Из капитала компании можно выйти до окончания оговоренного срока инвестирования. В таком случае вкладчик просто продает свою долю в компании по рыночной стоимости. На практике чаще всего оказывается, что ее выкупает один из участников фонда, участие третьих лиц в капитале компании не подразумевается.
Стандартной практикой для поисковых фондов является самостоятельный подбор компаний, предлагаемых для покупки, будущим управляющим. Однако существуют и другие подходы. Так, например, в FRSF сотрудничают с организациями, которые помогают отыскать перспективный бизнес «на вырост». Таком образом, фонд выполняет не только функцию поиска заинтересованных инвесторов, но и работает как акселератор, помогающий предпринимателям успешно использовать модель поисковых фондов.
First Russian Search Fund отличается от классических фондов такого типа еще и тем, что работает в формате «фонд фондов», то есть вкладывается в поисковые фонды как инвестор. В FRSF отбирают опытных, мотивированных руководителей, помогают им находить перспективные компании, проверять их, содействуют получению средств на покупку, помогают с поиском инвесторов и поддерживают в управлении компании. Самих поисковых фондов в структуре FRSF несколько.
В начале 2023 года First Russian Search Fund при поддержке инвестиционного брокера «Салют Адвайзори» приобрел одну из региональных компаний, которая занимается производством упаковки. Новым управляющим стал Денис Ерин, предприниматель с богатым опытом в области маркетинга и продаж.
Риски
Вложение в поисковые фонды не избавлено от риска. В мировой практике самый вероятный риск таких инвестиций в том, что предприниматель не найдет подходящую для приобретения компанию (около 30% поисков заканчиваются таким результатом). Снизить вероятность неудачи для предпринимателя можно, расширяя каналы поиска, географию и выбор отраслей. Помимо этого, найти подходящий бизнес можно благодаря связям инвесторов поискового фонда.
На поиске бизнеса для покупки риски не заканчиваются. Так, например, в ходе управления компанией многое зависит от компетенций и навыков предпринимателя. Поэтому выбор предпринимателя, которому доверятся инвесторы, — один из ключевых рычагов управления риском для успеха фонда на финальных этапах его работы.
Следующим риском является риск ликвидности . Вырастив компанию до определенных размеров, предприниматель будет стараться ее продать. Однако покупатель может найтись не сразу. В этом случает участники поискового фонда в какой-то мере защищены: пока идут поиски покупателя, инвесторы продолжат получать дивиденды , обсуждать альтернативные способы монетизации сделки (например, повышение долговой нагрузки в капитале компании и ускорение выплаты дивидендов).
Точка входа
Обычно точка входа в поисковые фонды для инвесторов в каждом случае разная. Какой-то фиксированной суммы нет, но, например, в FRSF принято считать, что наиболее эффективным будет группа до восьми инвесторов. При этом вложиться в компетенции управляющего и его идею может и один инвестор.
Рассчитать сумму, необходимую для инвестиций в формате Search Funds, можно, исходя из стоимости бизнеса, который управляющий предлагает приобрести. Так, если инвестор заинтересован во владении 10% доли в такой компании, а ее рыночная стоимость составляет $5 млн, то вложить в фонд потребуется $500 тыс. Однако зачастую сумма вложений оказывается меньше (например, если при покупке компании используется банковское финансирование).
Для управляющих точка входа иная, и исследователи выделяют несколько профессиональных сфер, представители которых имеют больший шанс стать успешным менеджером компании, в которую вложился поисковый фонд. Среди них сотрудники компаний, занимающихся управленческим консалтингом, сотрудники инвестиционных банков, управляющие инвестиционными фондами и руководители разного уровня в промышленных или сервисных компаниях.
Для представителей этих профессиональных сфер поисковый фонд — отличная возможность проявить себя в роли генерального директора, получить опыт практического руководства компанией. Также это отличная возможность заработать: доля прибыли, которую получает управляющий, доходит до 25% общей прибыли проекта. Если ориентироваться на средний показатель ROI в пределах 3–4, то 20% от завершенного проекта будет сопоставимо с 60–80% от первоначальных инвестиций. Можно сказать, что следующий похожий бизнес успешный управляющий, прошедший через поисковый фонд, сможет купить уже самостоятельно.
В основе концепции поисковых фондов — приобретение малого или среднего предприятия, владельцы которого хотят передать дело, которым занимались 10–20 лет и которое продолжает приносить доход, но не так активно развивается. Передать бизнес мотивированному управляющему и группе заинтересованных в успехе инвесторов — один из способов сохранить ценности компании, заложенные в нее основателем.
Экосистема
Дополнительное преимущество поисковых фондов для крупных компаний — возможность создать вокруг себя экосистему малых и средних предприятий, которые будут сосуществовать на взаимовыгодных условиях.
Успех инвестиций также можно гарантировать, если в числе инвесторов окажутся компании или предприниматель, заинтересованные в сотрудничестве с бизнесом, который приобретают «на вырост». В таком случае с самого начала компания под управлением получает доступ к клиентской базе или более крупные заказы.
Подобное взаимовыгодное сотрудничество описано в том числе в книге The Granularity of Growth Мердада Багаи, Патрика Уигури и Свена Смита. Авторы отмечают, что успешное развитие крупных корпораций на 31% обусловлено сделками слияния и поглощения (M&A). При этом больший импульс росту придает не сам поглощаемый бизнес, а компетентная команда, которая вливается в холдинг в процессе приобретения. То есть если всерьез думать о построении экосистемы за счет M&A и о ставке на опытных управляющих, то поисковый фонд может стать отличным инструментом в достижении такой цели.
Таким образом, поисковый фонд может выполнять сразу несколько функций. Например, быть инвестиционным инструментом, способным приносить стабильный доход от вложений в компетенции управляющих. Или такой фонд может стать основой для построения экосистемы бизнесов с командой лидеров. Для управляющих поисковый фонд — возможность проявить талант руководителя, а для владельцев бизнеса — способ передать свой бизнес в надежные руки. Каждая из вовлеченных сторон в случае участия в поисковом фонде получает свою выгоду.
Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее Дивиденды — это часть прибыли или свободного денежного потока (FCF), которую компания выплачивает акционерам. Сумма выплат зависит от дивидендной политики. Там же прописана их периодичность — раз в год, каждое полугодие или квартал. Есть компании, которые не платят дивиденды, а направляют прибыль на развитие бизнеса или просто не имеют возможности из-за слабых результатов. Акции дивидендных компаний чаще всего интересны инвесторам, которые хотят добиться финансовой независимости или обеспечить себе достойный уровень жизни на пенсии. При помощи дивидендов они создают себе источник пассивного дохода. Подробнее