«Аэрофлот» сообщил об убытке в ₽55,5 млрд по итогам второго квартала
Российский авиаперевозчик «Аэрофлот» опубликовал финансовые результаты за второй квартал и первое полугодие 2023 года. Компания раскрыла финансовые результаты после «вынужденного годового перерыва» — впервые с марта 2022 года.
Котировки «Аэрофлота» снизились в моменте на 1,74%, до ₽44 за акцию, свидетельствуют данные торгов. К 18:16 мск снижение замедлилось до 1,3%, а акции компании торговались на уровне ₽44,2.
Согласно результатам отчета, выручка компании во втором квартале выросла на 72,2% и составила ₽139,7 млрд по сравнению с ₽81,13 млрд за аналогичный период прошлого года.
В то же время компания получила убыток ₽55,5 млрд против чистой прибыли ₽201,7 млрд годом ранее. С поправкой на курсовой эффект перевозчик улучшил результат, получив ₽6,75 млрд убытка против ₽7,58 млрд ранее. Из отчетности следует, что давление на результаты оказал значительный рост затрат.
Общие операционные расходы компании практически удвоились за год — с ₽70,65 млрд до ₽137,34 млрд — в основном за счет расходов на обслуживание воздушных судов и пассажиров и роста цен на топливо. В компании также указали на отсутствие поступлений в рамках отраслевой поддержки, которая во втором квартале 2022 года составила ₽21 млрд.
Хотя пассажиропоток «Аэрофлота» в минувшем квартале увеличился на 32%, до 11,46 млн человек, операционные расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров за тот же период выросли на 66,5% к показателям прошлого года, до ₽25,98 млрд. Затраты на авиационное топливо увеличились на 43%.
Финансовые расходы увеличились в 3,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до ₽76,56 млрд во втором квартале и ₽133,03 млрд по итогам полугодия. В отчете говорится, что главным образом это обусловлено отрицательной курсовой переоценкой лизингового портфеля в результате ослабления курса рубля к доллару США — с ₽70,3 за доллар на 31 декабря 2022 года до ₽87 за доллар на 30 июня 2023 года.
«Аэрофлот» также сообщил о росте чистого долга на 6,9%. Если на конец 2022 года он составлял ₽503,6 млрд, то по итогам полугодия — ₽538,2 млрд.
«Результаты первого полугодия в целом соответствуют нашему взгляду на показатели всего 2023 года, по итогам которого мы ожидаем роста выручки и EBITDA на 38% и 8,5% в годовом сопоставлении соответственно», — отметили аналитики инвестбанка «Синара».
В «Синаре» обратили внимание на увеличение доходных ставок (средний чек за пассажиро-километр) — за полугодие они увеличились на 10,7%, до ₽4,38. Вместе с восстановлением пассажиропотока это позитивный фактор для авиаперевозчика.
«Общее оздоровление спроса и рост ставок должны улучшать финансовое состояние [«Аэрофлота»]. Компания, возможно, выйдет на безубыточность в третьем квартале 2023 года», — ожидают эксперты «БКС Мир инвестиций». Тем не менее сейчас рекомендация брокера по бумагам перевозчика — «продавать».
С начала года акции «Аэрофлота» подорожали почти на 80%. Аналитик по акциям ИК «АК БАРС Финанс» Александр Осин отмечал, что драйвером роста спроса традиционно послужила информация о господдержке отрасли. В частности, это новость о том, что правительство решило выделить ₽41,8 млрд из Фонда национального благосостояния на проект развития производства самолетов Ту-214.
Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP).