ФРС сохранила ставку 5,25–5,5%. Ждать ли ее повышения в декабре
Федеральная резервная система США (ФРС) по итогам двухдневного заседания 31 октября — 1 ноября вновь не стала менять ставку, оставив ее на уровне 5,25–5,5% годовых. Ставка находится на этой отметке с июля 2023 года, а с начала года регулятор поднял ее на 100 б.п. С марта 2022 года, когда ФРС начала цикл повышения ставки, та выросла на 525 б.п.
В ходе пресс-конференции по итогам заседания председатель ФРС Джером Пауэлл еще раз подчеркнул, что регулятор полон решимости взять инфляцию под контроль и вернуть ее к уровню 2%. По словам Пауэлла, хотя показатели по инфляции летом были «весьма благоприятными», необходимы дополнительные данные, чтобы подтвердить ее устойчивое снижение. «Несколько месяцев хороших данных — это только начало того, что необходимо сделать для укрепления уверенности в том, что инфляция устойчиво снижается к нашей цели», — заявил глава ФРС.
По его словам, для того чтобы инфляция действительно вернулась под контроль, рост экономики, вероятно, должен замедлиться, а рынок труда — ослабнуть.
Глава ФРС также высказался о том, как происходящее на рынках акций и облигаций влияет на решения регулятора. Он назвал очевидным факт, что ФРС следит за ростом доходности казначейских облигаций. Более высокие доходности по долгосрочным бондам, более сильный доллар и ухудшение ситуации на рынке акций — факторы, которые могли бы иметь значение при приятии решений в дальнейшем, но для этого требуется, чтобы эти тенденции были устойчивыми.
Джером Пауэлл дал понять, что дальнейшее повышение ставки возможно. «Мы внимательно следим за последними данными, показывающими устойчивость экономических данных и спроса на рабочую силу. Это может поставить под угрозу дальнейший прогресс в борьбе с инфляцией. Это может служить основанием для дальнейшего повышения процентных ставок», — сказал он.
Пауэлл также еще раз предостерег от того, чтобы слишком полагаться на то, что ФРС на длительное время приостановила повышение ставки. Глава регулятора уточнил, что решения относительно декабрьского заседания по ставке еще не принято. Вместе с тем ФРС не рассматривает пока снижение ставки. По словам Пауэлла, ФРС близка к завершению цикла повышения ставок и в будущем регулятор продолжит действовать очень аккуратно.
Американский рынок ускорил рост во время пресс-конференции Джерома Пауэлла. По состоянию на 22:05 мск:
- индекс широкого рынка S&P 500 прибавлял 0,93%, до 4232,89 пункта;
- технологический NASDAQ Composite рос на 1,25%, до 13 012,04 пункта;
- промышленный Dow Jones — на 0,68%, до 33 277,57 пункта.
Что будет со ставкой в США дальше
Последнее в этом году заседание по ставке состоится 12–13 декабря. Среди экспертов, опрошенных «РБК Инвестициями», нет единого мнения относительно того, как поступит ФРС на декабрьском заседании.
Старший экономист инвестбанка «Синара» Сергей Коныгин напомнил, что по итогам предыдущего заседания в сентябре были опубликованы медианные прогнозы руководителей ФРС. По этим данным, базовая прогнозная ставка к концу 2023 года будет на уровне 5,6%, к концу 2024 года составит 5,1%, а к концу 2025 года — 3,9%. То есть в декабре регулятор все же может еще раз повысить ставку. «Мы согласны с этим прогнозом, предполагая возможность повышения ставки до конца 2023 года и старт ее снижения в первой половине 2024 года», — заключил Коныгин.
Управляющий активами УК «Система Капитал» Дмитрий Терпелов в базовом сценарии, напротив, ожидает, что ставка до конца года сохранится на текущем уровне 5,25–5,5%. Ее снижение начнется не ранее второго квартала следующего года, полагает Терпелов.
Аналитик инвесткомпании «Велес Капитал» Елена Кожухова считает, что вероятность повышения ставки ФРС на декабрьском заседании сохраняется, а итоговое решение будет зависеть от того, продолжится ли в США тенденция по замедлению инфляции. Кожухова предупредила, что инфляционные риски вырастут в случае, если конфликт на Ближнем Востоке повлияет на поставки нефти и приведет к новым скачкам цен на нее.
В октябре индекс потребительских цен (CPI) на фоне роста стоимости аренды жилья составил 3,7%, не изменившись по сравнению с августом. Аналитики, опрошенные Reuters, ожидали 3,6%. При этом базовая инфляция, которая не учитывает цены на продукты питания и энергоносители, снизилась с 4,3% в августе до 4,1% в сентябре, как и ожидалось. Это минимальное значение с сентября 2021 года.
Елена Кожухова также допустила, что, если данные за ноябрь покажут дальнейшее замедление темпов роста цен в США, а доходности казначейских облигаций останутся недалеко от текущих уровней, ФРС в декабре может воздержаться от повышения ставки и дождаться эффекта, который окажет более высокая стоимость заимствований на экономику.
Исчезла ли угроза рецессии в США
В третьем квартале ВВП США, по предварительным оценкам, показал самый большой рост почти за два года, прибавив 4,9% в годовом выражении. Это оказалось лучше прогнозов аналитиков, которые, по данным Reuters, рассчитывали на рост экономики в 4,3%. Во втором квартале ВВП страны увеличился на 2,1%.
Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая отметила, что данные подтвердили устойчивость американской экономики к циклу повышения процентной ставки ФРС, который стал рекордным с 1980-х годов. Вместо традиционного замедления экономика продолжила расти темпами выше исторического тренда (1,8%) и даже ускорила рост.
По мнению управляющего активами УК «Система Капитал» Дмитрия Терпелова, такой рост экономики и сохранение сильной динамики сектора потребления, на который приходится почти 70% американского ВВП, указывают на то, что риски жесткой посадки, о которых в конце прошлого года говорили многие аналитики и управляющие, могли быть преувеличены.
«Хотя рост процентных ставок негативно повлиял на отдельные банки и сектора, проблемы не носят массового характера, экономика, потребители и корпоративный сектор в целом оказались более устойчивы к росту процентных ставок, чем предполагалось, а дополнительный стимулирующий эффект оказывает мягкая бюджетная политика», — считает Терпелов.
Старший экономист инвестбанка «Синара» Сергей Коныгин также довольно оптимистично смотрит на перспективы американской экономики. По его мнению, угроза рецессии в США миновала, а банковский кризис, который тормозил экономику, не получил развития. Коныгин прогнозирует, что в 2023 году ВВП США вырастет на 2%, а в 2024 году — на 1%.
Но Елена Кожухова все же считает, что опасность рецессии в США пока не стоит списывать со счетов. Эксперт пояснила, что высокие процентные ставки еще будут давать о себе знать в ближайшие месяцы, в том числе ввиду усиления долговой нагрузки на население и компании.
Что будет с S&P 500 до конца года
Все опрошенные эксперты без оптимизма смотрят на перспективы американского рынка акций до конца года. По оценкам Дмитрия Терпелова из УК «Система Капитал», S&P 500 может завершить год вблизи текущих уровней (около 4200 пунктов) или даже на 5–10% ниже.
Руководитель отдела анализа акций ФГ «Финам» Наталья Малых и руководитель направления анализа международных рынков акций в инвестбанке «Синара» Сергей Вахрамеев прогнозируют, что к концу года S&P 500 снизится до 4000 пунктов. При этом Малых также допускает, что индекс может уйти даже ниже, до 3850 пунктов, а потом рынок будет в боковике, если не случится каких-либо шоков.
«Геополитические риски нарастали в последнее время, процентные ставки достигли новых высот, поэтому даже умеренно позитивным результатам по корпоративной прибыли и росту экономики США будет непросто это компенсировать. Сохраняются риски замедления экономики в четвертом квартале 2023 года и далее в 2024 году, а также охлаждения потребительского спроса после исчерпания пандемических сбережений», — объяснила она свой пессимизм.
Текущие консенсус-прогнозы по прибыли на 2024 год, согласно которым прибыль на акцию в индексе S&P вырастет в среднем на 11,9%, могут быть слишком оптимистичны с учетом вероятного замедления темпов роста экономики, предупредил Терпелов. Кроме того, эксперт отметил, что мультипликаторы широкого рынка выглядят высокими относительно сильно выросших в последние месяцы доходностей по длинным облигациям.
«Ранее мы наблюдали продажи в облигациях из-за инфляции и недоверия к госдолгу, но для инвесторов это всегда вопрос цены: если 2%, 3%, 4% были недостаточны хороши, то 5–5,5% уже могут заинтересовать капитал», — отметила Наталья Малых из «Финама».
Она также обратила внимание, что дивидендным акциям компаний, у которых нет большого пространства для роста операционных показателей, стало трудно конкурировать с гособлигациями — доходность по последним стала выше, а риски ниже. Акции роста также уязвимы к повышению ставок, особенно те, которые в значительной степени зависят от финансирования за счет внешнего капитала, добавила Малых.
Аналитик инвесткомпании «Велес Капитал» Елена Кожухова указала, что до тех пор, пока S&P 500 остается ниже 4430 пунктов, он находится в среднесрочном нисходящем тренде. «В целом перспектива сохранения высоких процентных ставок как минимум до второй половины 2024 года, экономическая и геополитическая неопределенность указывают на преобладание « медвежьих » рисков в акциях США в ближайшие месяцы до изменения ключевых фундаментальных факторов», — предупредила Кожухова.
Дмитрий Терпелов считает, что потенциал роста с текущих уровней у S&P 500 есть, но на более долгосрочном горизонте — к концу 2024 года и далее.
Макроэкономический термин, обозначающий значительное снижение экономической активности. Главный показатель рецессии – снижение ВВП два квартала подряд. Инвесторы и трейдеры на бирже, стремящиеся заработать на снижении стоимости активов. Эта стратегия применяется на короткие позиции (в противоположность «быкам»). Расчетный показатель. Позволяет оценить уровень недооцененности или переоцененности активов рынком. Считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость актива (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность актива оценивается при сравнении значения мультипликатора с мультипликаторами конкурентов. Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании.