Пенсионный фонд Норвегии внес в черный список компании Персидского залива
Крупнейший муниципальный фонд Норвегии KLP, который управляет пенсиями муниципальных служащих и контролирует активы стоимостью $70 млрд, внес в черный список 12 компаний, зарегистрированных в Саудовской Аравии, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах и Кувейте. В общей сложности KLP вывел инвестиции из этих компаний на сумму $15 млн.
В KLP пояснили, что продажа активов связана с неприемлемым риском нарушения прав человека. При этом одна из крупнейших нефтяных компаний мира Saudi Aramco подверглась отдельной критике за негативное воздействие на окружающую среду.
В списке исключенных активов есть компании из сектора недвижимости, где, по данным KLP, рабочие-мигранты из Африки и Азии сталкивались с дискриминацией и нарушением прав человека. Помимо этого, фонд исключил компании из телекоммуникационного сектора, связав это решение с ростом риска слежки и цензуры в регионе из-за развития искусственного интеллекта.
«Государства Персидского залива по-прежнему характеризуются авторитарными системами правления, которые ограничивают свободу выражения мнений и политические права, в том числе критиков и правозащитников», — цитирует Bloomberg руководителя отдела ответственных инвестиций KLP Кирана Азиза.
По словам Азиза, Aramco была исключена в первую очередь потому, что ее план энергетического перехода не оправдал ожиданий. Пенсионный фонд считает сотрудничество с компаниями в странах Персидского залива плодотворным, но акционерам трудно влиять на Aramco, поскольку компания в основном принадлежит государству. В сообщении KLP отмечается, что до сих пор фонд не инвестировал в Саудовскую Аравию вовсе, но в будущем может начать это делать, за исключением внесенных в черный список компаний.
KLP управляет пенсиями государственного сектора, в том числе норвежских муниципалитетов. Как пишет Bloomberg, фонд позиционирует себя как ответственного инвестора, который готов отказаться от инвестиций в компании по экологическим, социальным и управленческим причинам. В последние годы он преследовал индийскую Adani Green Energy из-за опасений, что компания могла непреднамеренно помочь финансировать операции, загрязняющие окружающую среду. KLP, отмечает издание, выступал против базирующихся в США фирм, которые управляли центрами для беженцев, так как связывал их работу с нарушением прав человека.