От вина до спорта и музыки: 5 оригинальных идей по токенизации активов
В этом году на рынке цифровых финансовых активов (ЦФА) продолжаются эксперименты со структурами выпусков. Одним из интересных направлений стали гибридные цифровые права (ГЦП) — это цифровые активы, которые включают утилитарные цифровые права. Проще говоря, по ним инвесторы могут получить в конце срока обращения деньги, услугу или товар на выбор. Сферы применения ГЦП практически ничем не ограничены, поэтому инструмент может стать решением для самых разных задач.
1. Выступления спортсменов на международных соревнованиях
Из-за геополитической напряженности российские спортсмены оказались в непростой ситуации. Олимпийский комитет России и спортивные федерации фактически не могут финансировать атлетов, желающих выступать в нейтральном статусе на международных соревнованиях.
Также в текущей геополитической обстановке затруднено сотрудничество спортсменов с большинством российских компаний. Выступая в нейтральном статусе, спортсмены либо ограничены требованиями международных федераций по демонстрации на своей форме логотипов компаний, которые ранее были крупнейшими спонсорами, либо им это полностью запрещено.
На фоне недостаточного финансирования спортсмены, претендующие на самые высокие награды в разных дисциплинах, рискуют вынужденно завершать свои карьеры, так и не доехав до соревнований.
Выпуск гибридных цифровых прав мог бы помочь в этой ситуации. Активы можно предложить болельщикам и компаниям, заинтересованным в развитии спорта в целом или в поддержке конкретного спортсмена. При этом ГЦП — это не рекламный контракт и не безвозмездное вложение, а реальный актив, условиями погашения которого может быть распределение части призовых средств между инвесторами в случае успешного выступления атлета на международных стартах.
Первый NFT «Барселоны» продали за $693 тыс.
Токен футбольного клуба ПСЖ подорожал на 137% на слухах о трансфере Месси
2. Концертные туры музыкантов
Еще одна перспективная сфера, где может быть востребована токенизация нефинансовых активов, — организация концертных туров молодых исполнителей. Благодаря онлайн-площадкам новые имена в российском медийном пространстве появляются с завидной регулярностью. Однако многие из них, имея внушительное количество поклонников в онлайн-пространстве, не могут себе позволить оплату организации собственного тура.
Мероприятия можно токенизировать. Такие ГЦП могут удостоверять право посещения концерта их владельцами, а также получение части прибыли от концертов. Билет на концерт любимого исполнителя в цифровом формате с возможностью заработать на этом — идея, которую с высокой долей вероятности оценят активные пользователи онлайн-платформ и соцсетей.
Кроме того, токенизация собственного творчества может быть интересна и для уже состоявшихся артистов. Такие проекты охотно обсуждают не только фанаты, но и СМИ. Например, диджей 3LAU стал первым в мире музыкантом, который токенизировал свой альбом и продал его за $11,6 млн. Покупатель самого дорогого токена получил песню, написанную специально для него, доступ к закрытой музыкальной базе исполнителя, уникальное изображение, основанное на музыке диджея, а также виниловое издание альбома.
3. Производство фильмов и запись альбомов
Создание таких интеллектуальных продуктов требует привлечения дополнительных специалистов, а также внушительных финансовых затрат и времени. Одним из немногих способов получить необходимые средства для режиссеров и музыкантов являются краудфандинговые платформы. Например, режиссер Андрей Шальопа на свой фильм «28 панфиловцев» таким способом собрал ₽34 млн. Однако таким успехом могут похвастаться немногие.
Эффективнее будет предложить людям и компаниям, которые верят в автора, не просто поучаствовать в сборе денег, но и вложиться в реальные активы, которые в будущем могут окупиться. В конечном счете это выгодно для всех — музыканты и режиссеры получают необходимые средства на этапе начала своей работы, могут оценить заинтересованность целевой аудитории в своей идее, а в случае успеха разделить с ними часть полученного гонорара.
4. Вино
Токенизировать можно и материальные нефинансовые активы, например вино. В России оно выпускается в небольших объемах, поэтому весь производственный цикл обходится дороже, чем в той же Европе. При этом банки не слишком охотно кредитуют виноделов, так как выручка бизнеса имеет высокую метеозависимость. В большинстве случаев предприниматели вынуждены рассчитывать на собственные силы, а также на инвестиционный интерес к своей продукции.
В российском профессиональном сообществе давно обсуждается вопрос появления винных фьючерсов (по аналогии с фьючерсами на зерно или нефть). Таким инструментом могут стать гибридные цифровые права. Например, винные бутики и рестораны, специализирующиеся на российском алкоголе, могут выпускать гибридные цифровые права на вино, находящееся на этапе производства, и предлагать инвестировать в них своим клиентам.
Далее магазины и рестораны переводят полученные средства винодельням в счет будущей поставки продукции. При этом ее стоимость будет ниже, чем при покупке уже готового продукта. Таким образом, винодельни получают финансирование на этапе производства и уверены в спросе на свой товар. Кафе и винные бутики получают возможность купить его по более выгодной цене и также по более выгодной цене передать уже готовые бутылки владельцам гибридных цифровых прав.
В свою очередь у владельцев ГЦП есть несколько вариантов: можно дождаться даты погашения и получить желанную бутылку, использовать актив в качестве подарка или перепродать на вторичном рынке, так как стоимость активов может расти по мере приближения завершения производственного цикла вина.
5. Концептуальные отели
Девелоперы уже успели оценить преимущества цифровых активов и провели несколько успешных выпусков, предложив инвесторам цифровые квадратные метры. При этом преимущества токенизации доступны не только крупным застройщикам, но и вполне нишевым проектам.
Сейчас в России активно развивается внутренний туризм, строится все больше небольших, но концептуальных отелей, где можно забронировать номер только за несколько месяцев до поездки. Авторы таких проектов могут выпускать гибридные цифровые права на этапе планирования или начальном этапе строительства и таким способом привлекать средства от инвесторов. При этом условиями погашения ГЦП может быть не только распределение части прибыли между инвесторами от будущего дохода отеля, но и, например, право бесплатного проживания владельцев активов в течение недели раз в год.
Особенности гибридных цифровых прав
С одной стороны, гибридные цифровые права позволяют токенизировать практически все. Они позволяют решить актуальные проблемы в самых разных областях экономики и частных инициатив. Но важно понимать, что в таком виде цифровых прав первична идея, которая составляет основу актива. Сама по себе токенизация не сделает более привлекательным тот или иной проект, однако способна значительно упростить его масштабирование и привлечение финансирования.
Для частных инвесторов гибридные цифровые права могут стать новым классом активов, у которых нет аналогов на классическом финансовом рынке. Они дают возможность поддерживать интересные, перспективные проекты с возможностью заработка или получать товары и услуги по более низкой цене, чем если покупать их напрямую.
При этом для ГЦП остаются актуальными все те же риски, что и для любых других инструментов, предполагающих поставку услуги или товара, то есть важно уметь оценивать добросовестность и надежность эмитентов . Поэтому инвесторам, которые хотят вкладываться в такие активы, в большинстве случаев придется подтверждать квалификацию.
Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть юридическое лицо (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления).