Юристы оценили число заявок россиян в Минфин Бельгии на разблокировку
В Минфине Бельгии скопилось 78 тыс. заявок от российских инвесторов на разблокировку активов, которые подлежат рассмотрению. Об этом заявил партнер BGP Litigation Сергей Гландин в ходе вебинара «Разблокировка на Euroclear и российском контуре. Тренды и новости», организованного этой юридической фирмой. «РБК Инвестиции» следили за трансляцией.
«Только в 2022 году заявлений на разблокировки было подано под 36 тыс. Cейчас, по состоянию на 1 апреля, у них [в Казначействе Бельгии] заявлений, которые еще болтаются, именно заявлений о разблокировке — их 78 тыс. нерассмотренных», — сказал Гландин, отметив, что само ведомство не ведет статистику обращений. По его словам, данные цифры были получены от европейских консультантов, которые сотрудничают с BGP Litigation.
Также он считает, что российские инвесторы по-прежнему могут обращаться в органы ЕС с заявками на разблокировку активов. Срок исковой давности составляет три года и начинает свой отсчет с того момента, когда Euroclear и Clearstream де-факто перестали сотрудничать с Национальным расчетным депозитарием (конец февраля — начало марта 2022 года).
«Чтобы пресечь, нарушить течение срока исковой давности, вам надо до марта следующего года просто подать заявление [на разблокировку]. Это пресекает срок исковой давности, поскольку вы обратились за восстановлением своего нарушенного права», — подвел итог Гландин.
Санкционный юрист Елена Рязанова отметила, что после выхода указа президента о запрете ареста счетов типа С подавать заявления в российские арбитражные суды стало бессмысленно, потому что исполнить решение суда будет практически невозможно.
«Да, действительно, суд выиграть можно, здесь уже сложилась практика, иски удовлетворяют не глядя. Но большого смысла идти по этому пути инвесторам нет, потому что мы понимаем, что исполнить в дальнейшем решение суда будет практически невозможно», — сказала она.
Рязанова назвала три возможных варианта исполнения решения суда:
- Надеяться на добровольное исполнение судебного решения Euroclear. Однако Рязанова привела пример с банком «Санкт-Петербург», где европейский депозитарий отказался исполнять эти требования добровольно.
- Получить исполнительный лист и предъявить его в дружественных странах. «Для этого нужно найти имущество Euroclear в дружественных странах и попытаться исполнить за пределами Российской Федерации решение российского суда». Однако в этом варианте юрист обратила внимание на то, что если оформлять процедуру через Казахстан или Армению, то вероятность исполнения «будет стремиться к нулю». «Эти страны дружат с Euroclear и не захотят портить с ними отношений», — объяснила Рязанова.
- Банкротство. В настоящий момент имеет смысл обращаться с исками инвесторам, чей брокер имел прямой счет в Euroclear. Рязанова привела в пример такие инвестиционные компании, как Росбанк или Альфа-Банк.