Провокаторы рыночного движения: чем занимаются инвесторы-активисты
Главная задача инвестора — выбрать подходящий для инвестиций инструмент, который как минимум обеспечит сохранение средств, а в лучшем случае их приумножит. Если говорить о вложении в акции определенной компании, то после того, как бумаги куплены, на судьбу вложенных средств инвестор влиять уже не может (если не учитывать здесь продажу акций).
Однако есть особый вид инвесторов, позиция которых разительно отличается от описанной выше. Это инвестор-активист, которым может быть как частным лицом, так и большим инвестиционным фондом. Задача активиста — решить актуальные проблемы, с которыми сталкивается компания, и одновременно спровоцировать движение котировок, чтобы извлечь прибыль.
«Задача обычного портфельного инвестора — купить дешево, продать дорого, — отметил генеральный директор компании «Иволга Капитал» Андрей Хохрин. — Но он не управляет ценой, он лишь присоединяется к рыночному движению. Особенность активиста — провокация рыночного движения. Хотя цель ровно та же».
В чем выражается деятельность активистов? Пользуясь правами акционеров они влияют на менеджмент (который, по их мнению, неправильно руководит компанией, неэффективно расходует средства и всячески пренебрегает интересами держателей акций), выступать с неудобными для руководства компании комментариями в СМИ, обращаются в суд.
Активисты могут потребовать смену руководства. Подобный случай произошел в 2016 году с Yahoo! . В то время компания несла многомиллиардные убытки, и один из инвесторов — хедж-фонд Starboard Value, которому принадлежало на тот момент 1,7% акций — призвал акционеров сменить руководство Yahoo! , которое, по мнению Starboard Value, оказалось не в состоянии вывести корпорацию из кризиса или найти на нее покупателя. Позиция Starboard Value в итоге возобладала — через несколько месяцев Yahoo! была все же продана телекоммуникационному гиганту Verizon за $4 млрд.
Один из наиболее известных инвесторов-активистов — Карл Айкан. Его называют инвестиционным рейдером. Он ищет неэффективные компании, скупает крупные объемы акций, провоцирует перестановки в руководстве, после чего продает подорожавшие бумаги. Эта стратегия позволила Айкону сколотить состояние — Forbes оценивает его в $16,7 млрд.
Среди инвестиций бизнесмена была компания Apple — Айкан купил 4,7 млн ценных бумаг корпорации, а затем добился обратного выкупа на сумму $150 млрд.
«Я ничего не имею против менеджмента этой компании, — объяснил Айкан в интервью Time. — Но у них на балансе скопилось слишком много денег. Apple не банк».
Масштабы активизма среди американских инвесторов велики, явление давно стало популярным предметом дискуссий. О нем упоминала в своей предвыборной компании Хиллари Клинтон, которая раскритиковала некоторых инвесторов за их желание «получить максимум прибыли за минимальный срок, даже если это навредит будущему росту» компаний.
Единого мнения о том, являются инвесторы-активисты для бизнеса злом или благом, среди аналитиков нет. Некоторые считают, что активисты вредят экономике, поскольку их интересует краткосрочный доход. С другой стороны, акции крупных компаний, подвергшихся атаке активистов, чаще показывают результаты лучше рынка — такой вывод сделала газета The Wall Street Journal после анализа 71 случая взаимодействия активистов с крупными компаниями.
Ситуация с активистами в России разительно отличается от США
Если на Западе активизм среди инвесторов распространен, то в России он встречается редко.
«США — это рыночная экономика с огромным фондовым рынком, — объяснил Андрей Хохрин. — На рынке много компаний и денег. Россия — другая история. Публичных компаний — минимум. А независимых публичных и вовсе единицы. Сама экономика — государственная более чем на 50%. Как вы будете положительно влиять на цену частной компании, когда вокруг компании, связанные с государством и дешевые? Да еще и платят удивительные по мировым меркам дивиденды !»
«В нашей стране слишком мало акционеров, которые вмешиваются в дела компании, акции которой приобрели, чтобы получать прибыль, — согласился руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Большинство отечественных инвесторов чутко следит за работой компании и ростом своих доходов. Если дела не очень хорошо, они предпочтут продать свои акции, иногда в ущерб себе — так происходило недавно с инвесторами «Яндекса», которые узнали о новом законопроекте, сокращающем долю западных инвесторов, и принялись продавать бумаги, не учитывая того момента, что закон может быть и не утвержден».
Но примеры активизма среди инвесторов есть и России. Один из них — инвестиционная группа United Capital Partners. В 2013 году UCP купила 48% акций «ВКонтакте», а затем обвинила основателя соцсети Павла Дурова в завышенных личных расходах и конфликте интересов в связи с проектом мессенджера Telegram. Дуров в свою очередь заявил, что акционер действует методом давления и угроз. Конфликт завершился после того, как акции Дурова и UCP выкупила Mail.ru Group.
В интервью Forbes управляющий партнер UCP Илья Щербович так объяснил позицию инвестора-активиста: «Мы хотим, чтобы наш пакет стоил дороже. Чтобы он стоил дороже, вся компания должна стоить дороже. Чтобы компания стоила дороже, должны соблюдаться правила корпоративного управления. Вот за что борется инвестор-активист».
Сервис РБК Quote не только сообщает инвесторам последнюю информацию о компаниях, но и позволяет торговать их акциями. Чтобы начать торговлю, нужно получить брокерский счет — процесс занимает пять минут. После этого у вас появится возможность вкладывать деньги в ценные бумаги российских и американских компаний, а также в государственные или корпоративные облигации. Проект реализован совместно с банком ВТБ.