ЕС обнародовал проект созданного в противовес России Энергосоюза
Еврокомиссия 16 февраля представила пакет энергетических реформ, призванный стать базой при создании Энергетического союза стран ЕС. План Брюсселя предполагает обеспечить энергетическую безопасность европейских стран четырьмя основными методами. Это снижение потребления энергии, повышение собственного ее производства, оформление единого интегрированного рынка и диверсификация зарубежных поставщиков.
Например, отопление помещений в ЕС на 75% осуществляется за счет ископаемых энергоносителей, в частности природного газа. Брюссель предлагает работать над снижением этого показателя, что позволит одновременно снизить уровень выбросов CO2 (в соответствии с решениями декабрьской конференции по климату в Париже) и повысить общую энергоэффективность.
В общих чертах проект создания Энергетического союза был представлен еще год назад, после чего был утвержден на мартовском саммите Евросоюза. Наибольшую критику тогда вызвало предложение Еврокомиссии предоставить ей право проверять и утверждать межправительственные соглашения о поставках газа. Фактически речь могла идти о политическом влиянии Брюсселя на сделки между «Газпромом», который в 2013 году обеспечивал 39% всего импорта газа в ЕС, и властями европейских стран.
Согласно представленным в феврале прошлого года предложениям Еврокомиссии, доля российского газа на европейском рынке должна снизиться за счет импорта СПГ из США, Канады, а также таких традиционных партнеров ЕС, как Алжир и Норвегия. Кроме того, речь шла о запуске «Южного газового коридора» для поставок газа из Азербайджана и Туркмении.
Теперь Еврокомиссия предлагает компромисс между национальным и общеевропейским подходом: территория ЕС будет географически разделена на девять регионов. Раз в четыре года каждый из регионов должен будет направлять в Брюссель анализ оценки рисков и планы по энергобезопасности.
Еврокомиссия возьмет на себя координирующую и контрольную функции. Например, если в региональном энергетическом плане она усмотрит «негативное влияние на энергобезопасность другой страны — члена ЕС или вред для внутреннего рынка ЕС», Брюссель может потребовать исправить региональный план — сначала как пожелание, затем (за неимением обоснованного ответа от национальных властей) уже как «юридически обязывающее решение».
Схожие права по предварительной проверке документации Еврокомиссия получит и по введению европейскими странами каких-либо экстренных внерыночных мер. Российский концерн «Газпром» в предложениях Брюсселя прямо не упоминается. Но по новым правилам частные европейские газовые компании должны сообщать властям своих стран и Еврокомиссии о новых контрактах с поставщиками сразу после их заключения или обновления. Это позволит правительствам учитывать такие сделки при анализе рисков, а Брюсселю — требовать изменений в региональных планах, учитывая подобные контракты.
К тому же Еврокомиссия сможет проверять не только межправительственные соглашения, но и коммерческие контракты — в том случае, если они обеспечивают более 40% потребления в отдельно взятой стране. Под это требование как раз попадают контракты «Газпрома» в Центральной и Восточной Европе.
Таким образом, Брюссель сооружает дополнительные преграды для постройки газопровода «Северный поток-2» по дну Балтийского моря: он предполагает прокладку двух ниток трубопровода общей пропускной способностью 55 млрд куб. м в год. Проектом занимается совместное предприятие «Газпрома» с европейскими частными энергоконцернами. На прошлой неделе вице-президент Еврокомиссии Марош Шефкович, который сегодня представлял документы по Энергосоюзу, утверждал, что решение Брюсселя по «Северному потоку-2» стоит ожидать «в ближайшие дни».
В любом случае для утверждения пакета документов еще потребуется одобрение Европарламента и Совета ЕС.