«Яндекс» потерял из-за валютных колебаний 1,3 млрд руб.
«Бумажный» фактор
«Яндекс» потерял в первом квартале 2016 года около 1,3 млрд руб. в связи с укреплением курса рубля по отношению к доллару, следует из опубликованной 28 апреля квартальной отчетности компании. Рубль укрепился с 72,9 руб. за доллар по состоянию на 31 декабря 2015 года до 67,6 руб. на 31 марта 2016-го. Колебания сказались на чистой прибыли компании, которая по итогам первых трех месяцев 2016 года снизилась почти в два раза по сравнению с первым кварталом 2015-го, с 2,1 млрд до 1,1 млрд руб.
Основной валютой, в которой «Яндекс» получает доход и тратит деньги, является рубль, но у компании есть активы и в другой валюте, объясняет пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова. Американские стандарты отчетности (GAAP) обязывают группу отражать в отчетах любые изменения активов и обязательств компании, даже если они номинированы в других валютах. «В первом квартале 2016 года курс валют по отношению к рублю снижался, соответственно, рублевая оценка наших валютных активов также снижалась», — объясняет Мелкумова.
В «Яндексе» эффект от валютных колебаний называют «бумажным» фактором. В отчетности отмечается, что более корректным для оценки состояния бизнеса является показатель «скорректированной чистой прибыли» (Adjusted net income), очищенный от валютного фактора. Именно на него смотрят финансовые аналитики, говорит Мелкумова.
Скорректированная чистая прибыль компании в первом квартале выросла на 41%, до 3,2 млрд руб. По этому показателю «Яндекс» вернулся к положительной динамике: на протяжении всего прошлого года квартальная скорректированная чистая прибыль снижалась в пределах 8–16%. В последний раз показатель рос в четвертом квартале 2014 года. Консолидированная выручка компании по итогам первого квартала 2016 года выросла на 34%, до 16,5 млрд руб. Скорректированная прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации (EBITDA) выросла на 62%, до 5,8 млрд руб. Рентабельность по этому показателю составила 35%.
Финансовые результаты «Яндекса» за первый квартал оказались выше прогнозов, отметили в своих отчетах для клиентов аналитики Citi, Goldman Sachs, «ВТБ Капитала». Выручка интернет-компании должна была вырасти на 21%, прогнозировали в Citi, а по консенсус-прогнозу агентства Bloomberg — на 24%. Аналитики Citi ожидали роста рентабельности по EBITDA на уровне 33,6%, в консенсус-прогнозе значились 30,3%.
Непрофильный рост
«Яндекс» уверенно стартовал в 2016 году, мы начинаем видеть некоторые признаки стабилизации общеэкономической ситуации», — приводятся слова сооснователя и руководителя группы компаний «Яндекс» Аркадия Воложа. Он также объявил, что «Яндекс» повышает прогнозы по темпам роста выручки в 2016 году с 12–18 до 15–19%.
«Яндекс» отмечает, что в течение прошлого года компании удалось увеличить число поисковых запросов на 7% (поиск и портал, продающие рекламу, остаются основным источником дохода компании и приносят 92% выручки). По данным LiveInternet, доля «Яндекса» на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в первом квартале 2016 года составила 57,6% (в первом квартале 2015-го показатель составлял 58,6%, в четвертом квартале 2015-го — 57,3%). У основного конкурента «Яндекса», американской Google, доля на российском рынке в первом квартале 2016-го составляла 35,6% (в первом квартале 2015-го — 33,1%).
В отчете за первый квартал «Яндекс» впервые раскрыл квартальные финансовые показатели отдельных бизнес-направлений — электронной коммерции («Яндекс.Маркет»), сервисов объявлений («Яндекс.Вертикали») и «Яндекс.Такси». Непрофильные сегменты растут гораздо быстрее, чем основной бизнес «Яндекса»: если доходы «Поиска и портала» в первом квартале увеличились на 30%, до 15,1 млрд руб., то у «Яндекс.Маркета» они выросли на 55%, до 1 млрд руб., у «Яндекс.Такси» — на 176%, до 445 млн руб., у «Яндекс.Вертикали» («Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа», «Яндекс.Путешествия») — на 35%, до 241 млн руб.
Впрочем, все эти сервисы пока вносят небольшой вклад в общую выручку «Яндекса» — 8%. Однако этот показатель растет: еще в четвертом квартале 2015 года доля подобных бизнесов не превышала 7%.