Онлайн-кинотеатр Netflix впервые купил российский сериал
Продюсерская компания «Среда» Александра Цекало и американский онлайн-кинотеатр Netflix заключили договор о приобретении российского сериала «Мажор», сообщила РБК российская компания. Появление сериала на платформе ожидается осенью 2016 года под названием Silver Spoon.
Netflix является крупнейшим поставщиком фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа. Это первое приобретение американской компанией российского контента на условиях worldwide — ready made — VOD (трансляция готового сериала с субтитрами). Как сообщил РБК Александр Цекало, сериал будет показан в оригинальной российской версии с субтитрами в странах, где представлен Netflix.
Уточнить условия сделки с Netflix Цекало отказался. «Могу только сказать, сериал продан по существующей на международном рынке цене. Такая сделка дает повод гордиться результатами собственного труда и стараться производить качественные сериалы», — отметил продюсер.
Скорее всего, Netflix выплатил «приличные деньги» за права на определенный срок (год или два) и сделка не предполагает дальнейших отчислений, поскольку в противном случае понадобилась бы сложная система мониторинга и взаимных проверок, считает генеральный директор анимационной студии «Анимакорд» Дмитрий Ловейко. В июле его компания стала первым партнером Netflix в России, продав права на показ мультсериала «Маша и медведь».
Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры об аналогичной сделке по сериалам «Метод», «Саранча» и «Фарца», добавил Цекало. «Среда» также обсуждает детали сделки с продакшен-компанией, которая хочет приобрести права на сериал «Мажор» для американской версии. Ранее Цекало таким же образом покупал у Би-би-си лицензию на сериал Life on Mars, чтобы создать сериал «Обратная сторона Луны».
Крупнейший онлайн-кинотеатр
Netflix является крупнейшим онлайн-кинотеатром по количеству пользователей. У сервиса 75 млн подписчиков по всему миру, из них около 30 млн — за пределами США. По подсчетам британской аналитической компании Ovum, к 2020 году компания может достичь отметки в 200 млн подписчиков. Уже сейчас на долю Netflix приходится более трети входящего трафика в Северной Америке (в пиковые часы), а через полтора года компания может занять уже около 20% мирового. По данным исследовательской компании Sandvine, в декабре 2015 года Netflix лидировал в распределении входящего интернет-трафика в Северной Америке с долей 37%. На втором месте был YouTube с 18%.
Опрошенные РБК участники рынка связывают интерес к «Мажору» со стороны Netflix как раз с опытом Цекало по адаптации зарубежных сериалов на российский рынок. «Мне кажется, «Мажор» максимально подходит к программной политике. Это очень хороший детектив, который может быть понятен и интересен широкой зарубежной аудитории», — считает гендиректор All Media Company Георгий Шабанов.
Любая продажа готового проекта или формата за рубеж является «большим достижением для российского рынка, считает генпродюсер НТВ Тимур Вайнштейн, ранее основавший продюсерскую компанию «ВайТ Медиа». Вместе с тем судить о результате, по мнению Вайнштейна, рано. «Намного важнее, насколько проданный сериал добьется международного зрительского успеха. Потому что именно популярность, выраженная в цифрах, создаст прецедент, благодаря которому возникнет реальный международный фокус на российский контент и форматы», — говорит эксперт. По его мнению, такими проектами для своих стран стали, например, турецкий «Великолепный век», израильский «Военнопленный» и шведский «Мост».
Пока неоспоримым является успех «Мажора» у российской аудитории. Премьера 12-серийного сериала состоялась в декабре 2014 года на «Первом канале». Он продемонстрировал самые высокие результаты среди фильмов и сериалов, показанных в это время. По данным TNS Россия, рейтинг «Мажора» составил 7,9%, а доля аудитории — 27,6%, то есть его смотрел каждый четвертый активный телезритель в стране.
Даже если сериал не покажет столь же выдающихся результатов в мире, сделка все равно может быть выгодна для американского онлайн-кинотеатра, который вышел на российский рынок в январе 2016 года. «Netflix нужна большая российская аудитория, и он будет обращать внимание на российский контент. Если аудитория хочет наши сериалы, то они будут их закупать», — рассуждает Дмитрий Ловейко, обращая внимание на то, что сервис работает по модели видео по запросу (video-on-demand, VOD).