АвтоВАЗ впервые за пять лет вышел на операционную прибыль
Операционная прибыль АвтоВАЗа по МСФО в январе—сентябре 2017 года составила 1,9 млрд руб. против операционного убытка на 31,1 млрд руб. за аналогичный период прошлого года, говорится в презентации АвтоВАЗа, посвященной отчетности компании, которая имеется в распоряжении РБК.
Как отметил на брифинге в Москве исполнительный вице-президент по финансам Штефан Мауэрер, это произошло впервые за последние пять лет. Последний раз операционная прибыль у компании была в 2012 году — 37,8 млрд руб. по итогам года.
Выручка АвтоВАЗа по итогам девяти месяцев 2017 выросла на 21,5%, до 158,6 млрд руб. Чистый убыток сократился в семь с половиной раз, до 4,5 млрд руб. Как следует из презентации, рост выручки обеспечен в основном за счет увеличения доходов от продажи марки Lada на 29%, до 122 млрд руб.
Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе—сентябре 2017 года АвтоВАЗ продал 190 тыс. автомобилей марки Lada (+17% к аналогичному периоду прошлого года). По словам представителя автоконцерна, росту продаж Lada способствовали программы господдержки рынка «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».
По словам главы автоконцерна Николя Мора, по итогам 2017 года АвтоВАЗ планирует продать более 300 тыс. машин, доля бренда составит около 20%. Сам рынок легковых и легких коммерческих автомобилей в России составит порядка 1,6 млн машин, добавил Мор.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов отмечает, что по итогам первого квартала были ожидания, что на операционном уровне АвтоВАЗ может выйти в положительную зону в 2017 году. Этому способствуют, с одной стороны, восстановление рынка, с другой, оптимизация издержек и укрепление рубля, потому что это снизило затраты на импортные комплектующие — все это в совокупности отразилось на финансовых результатах, говорит Беспалов. По его словам, при сохранении положительных тенденций на рынке и полной реструктуризации долга вполне возможно, что по итогам 2018 года АвтоВАЗ может показать чистую прибыль.
По итогам 2015 года АвтоВАЗ получил рекордный за всю историю убыток в 74 млрд руб. по МСФО — втрое больше, чем годом ранее. В течение года ситуация только ухудшалась, и по итогам января—сентября 2016 года общий долг АвтоВАЗа составил 104 млрд руб.
Основные акционеры завода — альянс Renault-Nissan и «Ростех» — решили провести докапитализацию завода. В рамках финансового оздоровления в декабре 2016 года АвтоВАЗ провел первый этап допэмиссии, в рамках которого привлек 26,1 млрд руб. Тогда в число акционеров АвтоВАЗа вошла кипрская «дочка» «Ренессанс Капитала» Renaissance Securities, которая приобрела 1,25 млрд акций за 11,25 млрд руб. (24,09% капитала завода). В итоге долг снизился до 86 млрд руб.
По итогам 2016 года чистый убыток автоконцерна по МСФО снизился на 39,3% и составил 44,8 млрд руб.
Второй этап допэмиссии начался в марте 2017 года. 20 марта акционеры АвтоВАЗа одобрили размещение 9,25 млрд акций по закрытой подписке общей стоимостью 46,25 млрд руб. Потенциальным приобретателем акций названо совместное предприятие Renault-Nissan и «Ростеха» Alliance Rostec Auto B.V. В результате допэмиссии автоконцерн собирается привлечь около 95,275 млрд руб.
На начало 2017 года основным акционером АвтоВАЗа осталось совместное предприятие Alliance Rostec Auto B.V. (64,6%), 73,3% в котором принадлежало Renault, 17,55% — «Ростеху», 9,15% — Nissan. В сентябре 2017 года Renault выкупила пакет Nissan, увеличив свою долю в СП до 82,45%, или косвенную долю в АвтоВАЗе до 53,3%.
Увеличивают экспорт
По итогам трех кварталов экспортные поставки АвтоВАЗа выросли на 61,6%, до 18 153 автомобилей. По словам главы автоконцерна Николя Мора, происходит рост продаж в странах СНГ и Европе, продолжается наращивание экспорта в Азербайджан. Также в этом году начались поставки на Кубу и в Иорданию. «Сейчас мы ведем обсуждение [экспорта] с некоторыми африканскими странами», — сообщил он, но отказался назвать, о каких странах идет речь. По словам Мора, за год на экспорт будет поставлено 23–24 тыс. автомобилей Lada.
В рамках развития экспорта в начале 2018 года АвтоВАЗ планирует перезапустить производство в Египте. По словам Мора, сначала будет перезапущена сборка Lada Granta, а потом при потребности будет рассмотрен вопрос по расширению продуктовой линейки. В апреле 2017 года партнер компании в Египте Al Amal Co прекратил массовое производство машин.
По итогам 2016 года экспорт АвтоВАЗа упал на 44,9% за счет снижения продаж на рынке Казахстана. В феврале Мор говорил, что в 2017 году автоконцерн планирует увеличить экспорт на 50%.