Альфа-банк заявил о планах увеличить розничное кредитование в 1,5 раза
Банк намерен вернуться на рынок ипотечного кредитования и в ближайший год войти в лидеры рынка. С учетом того что банк не входит в число крупнейших ипотечных игроков, достижение такой цели в столь короткий срок выглядит агрессивным, считают эксперты.
Альфа-банк планирует в 2018 году увеличить объемы розничного кредитования в полтора раза за 2018 год, в том числе за счет активного наращивания ипотечного портфеля, рассказал журналистам главный финансовый директор Альфа-банка Алексей Чухлов по итогам финансовых результатов банковской группы в 2017 году, передает корреспондент РБК.
«Мы будем продолжать очень активный рост в розничном кредитовании и наши планы нарастить портфель в розничном кредитовании на 35–40% по итогу 2018 года», — пояснил он. Чухлов добавил, что достичь намеченного уровня банк сможет за счет укрепления позиции третьего крупнейшего банка по выдаче кредитных карт, а также цели вернуться на ипотечный рынок и войти в пятерку лидеров продаж ипотеки в течение ближайшего года.
Согласно статистике ипотечного рынка АИЖК и Frank Research за 2017 год, 94% ипотечного рынка по объему выданных кредитов за 2017 год сконцентрировано в 15 крупнейших банках, при этом основная часть — 51,2% (1 трлн руб.) — приходится на Сбербанк. 20,2% (430 млрд руб.) всех выданных ипотечных кредитов приходится на банки группы ВТБ, третье место с долей 3,7% (79 млрд руб.) занимает Газпромбанк. Альфа-банк не входит в число крупнейших ипотечных банков — объем выданных банком в 2017 году ипотечных кредитов составил менее 13 млрд руб.
По мнению Чухлова, потенциал ипотечного кредитования не исчерпан и понижение ставок явно приводит к росту популярности ипотеки. «Люди начнут не просто брать ипотеку на два-три года, чтобы перебиться, а реально на пять-десять, а то и 15 лет и жить с ней, потому что по ставке ниже 10% это уже становится по крайней мере более чем возможным», — отметил он. Активный выход на рынок ипотеки подразумевает определенную организацию продаж и поддержки, над которой сейчас работает банк, добавил Чухлов. «Мы планируем обычно вещи постепенно, чтобы не дергаться, а когда уже все готово, мы ударим всей мощью», — добавил он.
Банк долгое время не предлагал ипотеку массовому клиенту, так как всегда фокус банка был на среднем и верхнем сегментах розничных клиентов, говорит аналитик S&P Анастасия Турдыева. «Стратегия банка предполагает наращивание доли в розничном кредитовании, но здесь встает вопрос оценки рисков и настройки всех систем», — поясняет она. Турдыева отмечает, что менеджмент банка нацелен в первую очередь на финансовый результат и минимизацию потерь от новых продуктов, а не на наращивание объемов любой ценой.
«Поэтому цель войти в топ-5 игроков ипотеки на горизонте одного года звучит агрессивно, однако вполне достижима в среднесрочной перспективе», — заключает эксперт.
По итогам 2017 года кредитный портфель банковской группы до вычета резервов увеличился на 19,5%, до $28,5 млн, по сравнению с $24 млн в конце 2016 года. На текущий момент корпоративный кредитный портфель банка составляет около 85% кредитного портфеля, однако он растет гораздо медленнее розничного, отметил Алексей Чухлов. Корпоративный кредитный портфель банка в 2017 году вырос на 15,3%, до $24,152 млн, в то время как розничный увеличился на 49,3% и составил $4,410 млн.
Доля банка на рынке розничного кредитования выросла по итогам 2017 года до 2,33% по сравнению с 2,09%, доля на рынке кредитных карт выросла до 8,46% по сравнению с 7,32% в 2016-м.
Альфа-банк — крупнейший частный банк, занимающий пятое место по размеру активов, согласно данным ренкинга «Интерфакс ЦЭА». Чистая прибыль банковской группы (в которую входит ABH Financial, АО «Альфа-Банк» и дочерние компании) за 2017 год выросла в 1,5 раза по сравнению с 2016 годом и составила $798 млн (против $527 млн в 2016 году), говорится в пресс-релизе компании. Обязательства группы увеличились на 17,9%, до $38,346 млн, а средства клиентов на 36,1%, до $29,552 млн, по сравнению с 2016 годом.