МТС сократила абонентскую базу впервые за несколько лет
По итогам 2017 года абонентская база МТС в России сократилась на 2,2% по сравнению с 2016 годом, до 78,3 млн клиентов. Об этом говорится в поступившем в РБК сообщении оператора.
В последний раз абонентская база МТС в России по итогам года снижалась в 2013 году (на 2,5%, до 69,4 млн клиентов). Тем не менее уменьшение числа абонентов не помешало МТС сохранить позицию лидера на рынке сотовой связи России. У ближайшего конкурента — компании «МегаФон» абонентская база по итогам 2017 года снизилась на 0,2%, до 75,4 млн клиентов. «ВымпелКом», оказывающий услуги связи под брендом «Билайн», также отчитался о сокращении количества абонентов на 0,3%, до 58,2 млн клиентов.
Как говорится в отчете МТС, усилия оператора по привлечению и удержанию качественных абонентов привели к сокращению продаж сим-карт на 11% и уменьшению абонентской базы в России. В декабре 2017 года занимавший на тот момент пост президента МТС Андрей Дубовсков прогнозировал, что по итогам 2017 года продажи сим-карт в России снизятся примерно на 8%. По его ожиданиям, новые подключения составят 114 млн сим-карт вместо 123 млн штук в 2016 году. Дубовсков отмечал, что рынок подключения абонентов сотовой связи в России может упасть впервые за 12 лет. Однако аналитик AC&M Антон Погребинский отмечал, что продажи сим-карт снижались в 2016 году.
При этом выручка МТС в России по итогам 2017 года составила 412,3 млрд руб., что на 2,9% выше, чем за год до этого. Большая часть выручки пришлась на мобильные услуги. Это показатель за год вырос на 3,1% и составил 304 млрд руб. Также на 5,8% (до 52,5 млрд руб.) выросла выручка от продажи товаров. Тогда как выручка от фиксированных услуг снизилась на 0,6%, от системной интеграции — также на 0,6%. Показатель скорректированной OIBDA (операционный доход до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов) увеличился на 5,7%, до 171,8 млрд руб. Он включает в себя убыток от обесценения внеоборотных активов в размере 0,6 млрд руб. Чистая прибыль МТС в России выросла на 9,4%, до 59 млрд руб. Капитальные затраты за год составили 65,2 млрд руб., что примерно на 11% ниже показателя 2016 года.
В 2018 году, по прогнозу МТС, выручка группы останется неизменной. Это будет обусловлено в том числе увеличением объема трафика передачи данных при снижении использования голосовых услуг, снижением объема продаж сим-карт и оптимизацией розничных каналов дистрибуции. Показатель OIBDA увеличится на 20 млрд руб. за счет внедрения новых стандартов МСФО, ожидают в компании. Капитальные затраты в текущем и будущем году должны составить примерно 160 млрд руб. В эту сумму заложены затраты на исполнения требований по «закону Яровой», развитие сетей LTE, внедрение решений пятого поколения мобильной связи (5G), а также реализация проектов по совместному использованию инфраструктуры и частотного спектра с другими операторами, говорится в материалах МТС.