Аналитики назвали главные причины ухода работников из российских компаний
Размер денежного вознаграждения является одновременно и главным мотивирующим, и главным демотивирующим фактором для большинства российских работников, следует из результатов исследования рекрутинговой компании Hays. На особую важность этого фактора указали 93% из 3600 опрошенных в ходе исследования сотрудников 486 российских и международных компаний, работающих в России, преимущественно в Москве.
Второе место по значимости среди материальных факторов заняли бонусы за выполнение поставленных целей (66%), на третьем — корпоративное медицинское страхование (59%), далее следует компенсация дополнительных профессиональных курсов повышения квалификации (40%). А вот опционные программы для сотрудников и подарки на праздники оказались не принципиальны для большинства опрошенных — важными для мотивации эти факторы назвали только 9 и 11% соответственно.
На первом месте среди нематериальных факторов оказалась возможность личного профессионального развития (63%), далее следовала личность руководителя (60%). На третьем месте была возможность выполнять интересные и разноплановые задачи (56%). Мероприятия в компании (тимбилдинги, корпоративы, конкурсы и пр.) и креативный офис (оригинальный дизайн, капсулы для сна, зоны для спорта, релаксации, пр.) были важны лишь для 14 и 12% опрошенных соответственно.
Демотивируют сотрудников в первую очередь недостаточная (80%) и несвоевременная (57%) выплата зарплаты и сокращение бонусов (53%). Среди важнейших нематериальных факторов демотивации сотрудники назвали «некомпетентный управленческий состав» (70%) и «недружелюбную корпоративную культуру» (64%). «Эти цифры подтверждаются кейсами: соискатели все чаще говорят, что сотрудники приходят в компанию, а уходят от руководителя, — говорит директор практик Hays Анна Михеева. — Сотрудникам важно, чтобы в них видели в первую очередь личность, а не набор навыков и обязанностей».
Заметно различается значимость факторов мотивации в зависимости от пола и позиции сотрудника в компании. Например, для специалистов больше важна организация питания в офисе, а для руководителей среднего звена — корпоративный автомобиль. Из нематериальных факторов специалисты чаще выбирали гибкий график и возможность работы из дома, а для управленцев важнее «свобода предлагать идеи и принимать решения».
Для женщин оказалось важнее медицинское страхование (66 против 51% у мужчин) и компенсация дополнительного профессионального образования (45 против 34%). А для мужчин — «стабильность компании на рынке» (46 против 34%) и «дружелюбная корпоративная культура» (46 против 34%). Зато мужчины реже жаловались на публичную критику и чрезмерный контроль со стороны начальства.
Аналитики Hays также изучили причины, по которым люди увольняются, и методы их удержания. Неудовлетворенность зарплатой и невозможность строить карьеру респонденты назвали ключевыми причинами ухода. 43% опрошенных признались, что готовы работать больше ради прибавки к зарплате. Судя по исследованию, работодатели это отлично понимают. 47% опрошенных работодателей делали своим сотрудникам контрпредложение, когда те собирались уходить. В 86% случаев предлагали повысить зарплату, и 81% сотрудников принимали это предложение.
Исследователи обнаружили заметный разрыв в том, что считают важным для мотивации своих сотрудников работодатели и сами работники. К примеру, большинство сотрудников не оценили предоставление страхования жизни, оплату парковки, тимбилдинги и скидки на продукцию компании. Все это они готовы променять на более высокую зарплату, возможность иногда работать из дома и принимать участие в стратегических решениях.