Независимый топливный союз признал недолив бензина на АЗС
Независимый топливный союз признал наличие проблемы с недоливом топлива на автомобильных заправках, сообщил корреспонденту РБК вице-президент организации Дмитрий Гусев. Ранее Федерация автовладельцев России (ФАР) обнародовала результаты исследования, в ходе которого обнаружилось, что на 76% проверенных АЗС автомобилистам заливали меньше топлива, чем они оплатили, причем в отдельных случаях недолив достигал 19%.
«Данная проблема существует. Используются различные методы повышения рентабельности бизнеса. Ведь многие прекрасно знают, что на рынке, несмотря на низкие цены, вас могут обвесить. Мы не скрываем проблему», — сказал Гусев. При этом он отметил, что Независимый топливный союз совместно с общественной организацией «Гражданский контроль качества топлива» разрабатывает систему оценки качества и количества топлива, отпускаемого потребителям. «Недолив и некачественное топливо — это элементы недобросовестной конкуренции, бороться с которыми одна из задач союза», — заявил Гусев.
Вице-президент союза подчеркнул, что недолив служит очередным аргументом в пользу справедливой цены на топливо. По мнению Гусева, если ее установить, то люди не будут идти на ухищрения.
Вице-президент Российского топливного союза Григорий Сергиенко признал, что недолив на заправках возможен. «Проверки качества и количества топлива, которое заливают в бак на АЗС, — прерогатива госорганов. Методы работы ФАР у нас не вызывают особого доверия. С другой стороны, мы признаем, что такое явление, как недолив топлива на заправках, возможно. Возникла ситуация, когда продавец топлива должен субсидировать продажу клиенту каждого литра бензина. Еще в начале июня мы имели убыток 2–3 руб. с литра; сейчас, после того как оптовые цены пошли вниз, мы вновь имеем положительную маржу. Однако подобных предпринимателей по-человечески можно понять: если их вынуждают работать без прибыли, то они продают меньше топлива за ту же цену», — сказал он.
«На наших АЗС четко отслеживается пролив бензина, включая поверку оборудования и контроль мерников (прибор для измерения жидкостей методом налива и последующего слива. — РБК)», — заявила РБК управляющая региональной сетью АЗС GP Vympel в Саратове Екатерина Савкина. — Но нужно уточнить, учитывалась ли в исследовании ФАР допустимая погрешность бензоколонок, которая составляет примерно полпроцента по общему объему долива топлива в день».
Савкина пояснила, что согласно законодательству колонки АЗС относятся ко второму классу точности и имеют некую погрешность.
«Плюс сама технология пролития мерника подразумевает, что сосуд нужно увлажнить, иначе на солнце бензин испарится и прибор покажет меньшее количество топлива. Сама эта процедура технически сложна, и ее должен выполнять специалист. Если погрешность составляет 5%, это означает, что из 10 л не долито 500 мл: это количество могло испариться за секунды просто из-за погоды», — объяснила управляющая.
РБК направил запрос в Роспотребнадзор. Представители нефтяных компаний «Роснефть» и ЛУКОЙЛ от комментариев отказались.
Ранее ФАР заявила, что после проверки в 13 регионах страны был обнаружен недолив бензина примерно на 76% АЗС. Проверки заправок проводились «тайными покупателями» с помощью специально оборудованного автомобиля. При этом специалисты ФАР признают недоливом расхождение между объемом оплаченного и фактически залитого в бак машины топлива более чем на 1%.
В среднем мелкосетевые и частные АЗС не доливают около 5,66% бензина. Наибольший недолив составил 8%. На АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям, недолив выявлен в 20% случаев. На заправках федеральных и крупных региональных сетей расхождение в объемах оплаченного и полученного бензина зафиксировано в 81% случаев. Максимальный недолив составил 19,03%, а средний показатель — 4,97%.
Масштабный недолив на российских заправках за последние годы выявляют уже не в первый раз. В январе руководитель Росстандарта Алексей Абрамов рассказывал, что «чем более усложняется техника на заправках, тем, оказывается, проще обманывать». «Вплоть до того, что есть даже такие способы и уловки, когда оператор индивидуально подходит к тому, кого и на сколько обмануть», — говорил он.
В 2013 году сообщалось о расследовании махинаций с оборудованием на автозаправках дочерних компаний «Роснефти» — ОАО «Самаранефтепродукт» и ОАО «Саратовнефтепродукт» в Самарской и Саратовской областях. По данным следствия, злоумышленники использовали специальное оборудование, позволявшее недоливать потребителям бензин, который затем перепродавался. В «Роснефти» заявили, что проверки были инициированы службой безопасности головной компании.
В 2015 году Генпрокуратура совместно со специалистами Росстандарта провела масштабную проверку на АЗС по всей стране. Основными нарушениями стали превышение массовой доли серы в топливе, завышение октанового числа и недолив бензина, составивший в среднем около 300 мл на 10 л топлива. По итогам проверки к дисциплинарной и административной ответственности привлекли 7,5 тыс. человек.
Для недолива топлива нередко используется нелегальное программное обеспечение. Так, в октябре 2014 года был задержан гендиректор АО «Воронежнефтепродукт» Игорь Головащенко и трое его заместителей. По данным следствия, летом 2012 года они создали специальную программу для бензоколонок и использовали ее на 27 заправках сети. Недолив составил более 150 тыс. л. Участников преступной группы суд приговорил к срокам от двух с половиной до четырех лет условно и крупным штрафам.