Эксперты ответили на сообщения о риске облучиться при полете в США
Длительные авиаперелеты не несут никакой опасности для жизни человека в отношении получения дозы облучения. Об этом сообщил РБК доктор наук, заведующий лабораторией радиоизотопного комплекса Института ядерных исследований РАН Борис Жуйков, комментируя информацию о возможности облучиться на трансполярных рейсах.
«Человек может получить дозу [облучения], но это не имеет никакого значения», — заявил Жуйков, объяснив, что в случае с малыми дозами важны общие показатели радиации, полученной по меньшей мере за год.
«Человек получит в 100 раз [превышающую] дневную дозу, но летит-то он полдня. Это будет, грубо говоря, одна семисотая часть обычной дозы», — отметил ученый.
Ранее замдиректора по научной работе Института прикладной геофизики им. Е.К. Федорова Владимир Минлигареев сообщил, что доза облучения, которую получают пассажиры длительных трансполярных авиарейсов в случае мощной солнечной вспышки, может в сто раз превышать годовую. Таким образом, человек может получить значительную дозу облучения во время перелета из России в США или из США в Японию.
Кандидат наук, эколог Алексей Климов в разговоре с РБК подтвердил, что на длительных авиарейсах можно получить определенную дозу радиации, однако уточнил, что полеты не представляют риска, поскольку являются «разовой нагрузкой». Климов также сообщил, что в полетах наблюдал небольшую дозу облучений — около 150 микрорентген. Для примера он привел максимально разрешенную дозу в Чернобыле — 25 рентген.
Как сообщил Жуйков, в случае с полетами ситуация принципиально отличается от наблюдавшейся в Чернобыле. Ученый отметил, что мощность дозы радиации, полученной жителями, была «в тысячи раз больше, чем нужно», а люди подвергались облучению на протяжении многих дней. Кроме того, в случае с Чернобылем речь шла не о внешнем облучении: радиоактивные нуклеоиды располагались на вдыхаемой людьми пыли. «В самолете такого нет, там нет никакой радиоактивной пыли», — объяснил эксперт, отметив, что в большинстве случаев естественный фон не представляет никакой опасности.
В 2013 году на тот момент глава Росгидромета Александр Фролов заявил, что за трансполярный полет пассажир получает четверть максимальной годовой дозы радиации.