Эксперты предупредили об эпидемии телефонного спама в России
Российские граждане в ближайшее время могут столкнуться с новым видом кражи персональных данных и ростом телефонного спама с предложениями коммерческих услуг, сообщают «Известия».
С конца 2019 года сайты различных компаний — в основном риелторских — активно используют технологию определения номера, если на их ресурс зашли с мобильного телефона.
После этого пользователя начинают обзванивать компании с предложениями своих услуг. По информации издания, звонки следуют через час-полтора после посещения сайта.
По словам старшего пентестера отдела аудита компании «Диджитал Секьюрити» Александра Багова, компании, вероятнее всего, не сами обладают технологиями по изъятию номера телефона при посещении сайта, а обращаются к третьим лицам.
Руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов рассказал, что с помощью технологии фиксации номера посетителя сайта можно нарастить клиентскую базу на 300%. При этом пообщаться с представителями фирм, предоставляющих подобные услуги, нельзя — звонки поступают с номеров виртуальных АТС, перезвонить на которые невозможно.
Такие действия являются нарушением законов «О рекламе» и «Персональных данных». Как заявил юрист международной юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Руслан Маннапов, гражданам, которые попадают под шквал телефонного спама, нужно обращаться в Роскомнадзор за нарушение своих прав. Штраф за незаконную обработку персональных данных составляет до 75 тыс. руб. Также можно обращаться в Федеральную антимонопольную службу за нарушение закона «О рекламе» — в этом случае компанию можно оштрафовать до 500 тыс. руб.
Ранее глава Минкомсвязи России Максут Шадаев заявил о планах ведомства разработать механизм, позволяющий гражданам отзывать свое согласие на обработку персональных данных, что поможет существенно сократить случаи телефонного мошенничества и спама. По его словам, у абонентов должна появиться возможность видеть, кому именно они дают согласие на обработку данных, и отозвать согласие, заблокировав дальнейшую возможность использовать их. Сейчас, как отметил Шадаев, россияне не могут пожаловаться на спам, а операторы — блокировать такие звонки и СМС-сообщения.