«Сибур» начал учитывать в проектах расходы на углеродный налог
Российская нефтегазохимическая компания «Сибур» начала учитывать в своих проектах расходы на углеродный налог ЕС, рассказал РБК председатель правления компании Михаил Карисалов.
По его словам, еще три-четыре года назад при моделировании показателей эффективности стоимость налога на углерод в компании не учитывалась, хотя туда закладывались расходы на капзатраты и операционные затраты, а также возможные изменения «рынков, логистика и возможная регуляторика тарифов».
Сейчас же, указал Карисалов, при разных сценариях компания «смотрит баланс» — как приобретать оборудование, которое более дорогое, но при этом приводит к уменьшению выбросов. Теперь этот показатель «обязательно» учитывается при принятии того или иного технического решения, добавил глава «Сибура».
«То, что мы сегодня делаем, — мы моделируем разную стоимость перерабатываемого углерода. В основном мы это смотрим через конверсию на производящийся полиэтилен, полипропилен и другие продукты», — пояснил Карисалов.
Руководитель департамента стратегии и инноваций «Газпром нефти» Сергей Вакуленко также заявил, что компания учитывает углерод в своих проектах.
О том, что прежде СО2 «не участвовал в расчетах» крупных компаний, РБК подтвердил и управляющий директор и партнер консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) Антон Косач. «СО2 до этого не было в формуле», — уточнил он, заметив однако, что «за этот год компании сделали рывок и кардинально поменяли систему принятия решений, внедрив внутренние цены за СО2 [в расчеты своих затрат]».
На стоимости конечного продукта это, по мнению эксперта, не должно сказаться. «Я думаю, это скажется на структуре портфеля бизнеса — на наборе крупных проектов, которые реализуют компании, и на подходе к оценке инвестиций», — сказал Косач.
Проект регламента ЕС по трансграничному корректирующему углеродному механизму Еврокомиссия представила в середине июля. При ввозе в ЕС цемента, удобрений, электроэнергии, железа, стали и алюминия через несколько лет необходимо будет покупать специальные сертификаты, которые и будут аналогом углеродного налога. Предполагается, что сильнее всего этот налог ударит по экспортерам алюминия и стали, их потери могут составить $650 млн в год, подсчитал в июле РБК.
Минэкономразвития по просьбе бизнеса предложило ускорить процесс аккредитации национальных организаций, которые смогут подтверждать углеродные выбросы российских компаний. По оценке министерства, дополнительная финансовая нагрузка для российских экспортеров в результате введения углеродного налога ЕС составит €50,6 млрд до 2030 года.
В начале сентября вице-премьер Алексей Оверчук поручил спецпредставителю президента по связям с международными организациями Анатолию Чубайсу совместно с рядом министерств создать рабочую группу с ЕС по углеродному налогу.
Минэкономразвития, Минприроды, Минпромторгу, Минэнерго, Минтрансу и Минсельхозу поручено в срок до 13 октября проанализировать последствия введения углеродного налога в ЕС для отраслей российской экономики.