Эксперты оценили решение Facebook создать «метавселенную»
Бизнесмен Марк Цукерберг объединил технологические наработки в направлении коммуникаций, новых медиа, интерактивы, AR/VR (технологии дополненной и виртуальной реальности) и представил общую картину будущего, назвав ее Meta. Такое мнение в разговоре с РБК высказала президент Ассоциации дополненной и виртуальной реальности (AVRA) Екатерина Филатова, комментируя мероприятие Facebook Connect.
Ранее Цукерберг на ежегодной конференции Facebook Connect объявил, что его соцсеть поменяет название на Meta. Таким образом, в компании хотят показать, что это не только одна социальная сеть, но и владелец WhatsApp, Instagram, Oculus и других сервисов.
«Метавселенные как образ описаны давно фантастами, но сейчас настает время их воплощения в реальность. Уже сейчас существуют возможности общения в VR, рабочих пространств, образовательных интерактивных уроков, игр», — отметила Филатова.
По словам президента AVRA, Facebook представил новый аналог интернета, объединяющего все направления интерактивных и иммерсивных проектов в единое пространство, по которому пользователь будет бесшовно передвигаться.
Эксперт допустила, что в связи с этим в бизнес-среде может начаться настоящая революция.
«Технологические компании включатся в гонку, понимая, что это новый формат пользовательского сценария и для медиа, и для ретейла, и для развлечений. А бренды будут внимательно смотреть за изменениями, чтобы не упустить возможности интеграции в новые форматы», — пояснила Филатова.
Автор VR-подкаста «Ныряем», директор AR/VR Фонда «Сколково» Алексей Каленчук считает, что теперь компания Цукерберга собирается присутствовать в каждом виртуальном объекте и быть основой для той самой «метавселенной». «Думаю, этим Facebook, а теперь Meta хочет зафиксировать, что они находятся на самом базовом уровне, на мета-уровне. Намекая на свой «сквозной» уровень относительно всего, с чем взаимодействуют люди», — предположил он в разговоре с РБК.
Управляющий портфелем Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Илья Королев назвал презентацию лишь видением того, как могут развиваться технологии дополненной и виртуальной реальности, если сделать ставку на их объединение в общую систему.
«Очевидно, Facebook и Марк Цукерберг, в частности, делают заявку на лидерство на следующей ступени эволюции платформ после Mobile — XR; и Metaverse — это попытка переосмыслить эволюцию интернета» — сказал РБК эксперт.
Королев отметил, что ранее Facebook сделала из Quest 2 (гарнитура виртуальной реальности) «вполне приемлемое для массмаркета устройство». А готовность «инвестировать десятки миллиардов долларов в развитие технологий» он назвал шагом, который внушает оптимизм.
Facebook сейчас ближе всего к созданию новой экосистемы «устройства — инфраструктура — контент». Однако на рынке могут появиться и новые игроки — те, кто успеет сделать реально носимые AR-устройства, которые сменят мобильные телефоны, считает эксперт.
При этом Королев допустил, что Facebook сможет быстрее других продвинуться по пути насыщения своей экосистемы «реально работающими продуктами». «Но текущие технологии еще далеки до реализации подобных сценариев в реальности. Я думаю, что на это может уйти до десяти лет», — добавил он.
В идее «метавселенной» нет ничего нового, она витает в воздухе давно и многие уже работают над реализацией — множество компаний, стартапов, заявил РБК основатель американской компании DEVAR, разработчика книг с дополненной реальностью, Андрей Комиссаров.
По мнению эксперта, «метавселенная» — это новый способ совершенствования себя, новый способ получения сверхспособностей, которые позволят человеку перемещаться в любую точку мира, пространства (посредством цифровой копии тела).
Комиссаров считает, что человечество идет в сторону создания «метавселенной», где пересекается множество технологий, среди которых он выделил концепцию объединения мира физических вещей и цифрового контента под названием Phygital.
«Это перенос интернета в реальный мир. Все физические объекты в будущем станут Phygital, то есть будут работать на основе комплекса прорывных технологий (AR, IoT, M2M и т.д.), а онлайн-среда (социальные сети, электронная коммерция и т.д.) окончательно сольется с физическими объектами, став их неотъемлемой частью. Реальный и цифровой миры безусловно соединятся», — предположил Комиссаров.
Однако скорость массового распространения может быть ограничена некоторыми факторами, например качеством новых устройcтв.
«Facebook сейчас выпускает, поколение за поколением, новые очки VR/AR (Oculus). Мы также с вами знаем, что созданием AR-очков занимаются и Apple, и Snapchat. Нет сомнений в том, что в обозримом будущем на рынок выйдет удобное массовое устройство, которое станет драйвером роста потребления контента метавселенной», — пояснил Комиссаров.
Аудитория Facebook огромна, но сейчас среди социальных сетей по использованию AR первое место принадлежит Snapchat, отметил эксперт.
«Революция не происходит одномоментно. Слияние реального и цифрового миров уже идет. И мы рады, что FB (а теперь уже Meta) прибавит этому скорости и популярности среди массового потребителя», — добавил Комиссаров.
О том, что не стоит ждать одномоментной революции, заявил также РБК основатель Fibrum, руководитель Центра компетенций в сфере VR&AR компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу ЛАНИТ) Илья Флакс.
По его словам, c 2014 года эксперты дают прогнозы высокого роста спроса в сфере VR/AR-технологий, однако этого до сих пор не произошло из-за высокой стоимости VR-девайсов, сильной разрозненности и невысокого качества контента.
«На данный момент в VR нет Instagram, в который хочется заходить каждый день, хотя, конечно, есть исключительные пользователи, которые готовы каждый день проводить в виртуальной реальности, это скорее большое исключение», — пояснил Флакс.