Замглавы ВЭБа назвала срок запуска «окна» для иностранных инвестиций
Госкорпорация ВЭБ.РФ завершила тестирование собственной системы оценки качества инфраструктурных проектов (IRIIS), которая позволит зарубежным инвесторам быстро принимать решение о том, готовы ли они вкладывать средства в тот или иной объект. Об этом на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет!» сообщила замглавы ВЭБ.РФ Светлана Ячевская.
«Если проект сегодня может пройти все критерии этой оценки, то он в полной мере может называться качественным, а следовательно, инвестор может спокойно в проект заходить. Наша задача — чтобы методология стала не только национальной, а чтобы она была «окном для иностранных инвестиций», — сказала Ячевская.
На практике крупные зарубежные инвесторы не могут годами погружаться и изучать критерии национальных систем оценки качества инвестиционных проектов. «Для них должны быть критерии понятные, объективные, чтобы они могли принимать решение, заходить в этот проект или нет», — пояснила замглавы ВЭБа.
По ее словам, Национальная система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов IRIIS, которую ВЭБ.РФ разработал со своими партнерами Национальным центром ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ) и международной компанией «АИКОМ», предназначена именно для этого.
«В 2020 году мы ее подготовили, весь 2021 год мы потратили на то, чтобы ее протестировать и апробировать. <...> В полной мере система заработает уже в 2022 году, уже на всех рыночных принципах», — сказала она.
По словам Ячевской, методология IRIIS основана на «лучших международных практиках».«Почти нигде в мире не создается инфраструктура без сертификации ее качества, потому что этот вопрос стоит на одном уровне с привлечением инвестиций в инфраструктуру», — отметила она.
Разработанная ВЭБом система оценивает проекты по трем направлениям — с точки зрения экономики управления, с точки зрения экологии и климатического воздействия, а также с точки зрения влияния на качество жизни людей.
Ячевская рассказала, что качественный инфраструктурный проект не только «идеально с точки зрения экономики и финансов рассчитан», но и проработан, с тем чтобы исключить риски увеличения бюджета и сроков проекта или его полной отмены. «Если мы говорим про экологию и климат, то сегодня ни один качественный инвестор не пойдет в проект, если этот проект не соответствует ключевым требованиям. Это сумасшедшие риски. Это не только возвратность [инвестиций], но и потеря — это прямой риск», — пояснила она.
Третий критерий — качество жизни — учитывает вовлечение населения в реализацию проектов, создание новых рабочих мест, причем для всех социальных категорий граждан, и безопасность инфраструктуры.
«Наша статистика показала, что очень высокий процент некачественной инфраструктуры существует и создается сегодня. То, что не все проекты проходят сертификацию сегодня, говорит о том, что порог качества высокий, и так и должно быть», — сообщила замглавы ВЭБ.РФ.
Ячевская также сообщила, что первым проектом, который прошел верификацию в IRIIS, стало строительство «Восточного выезда» — из Уфы на автодорогу М-5 «Урал». Это концессия в Республике Башкортостан со сроком реализации 25 лет и общим объемом инвестиций около 40 млрд руб. ВЭБ в синдикате с ВТБ выступает в качестве кредитора этого проекта через фабрику проектного финансирования.
Также пилотную оценку проходил один из инфраструктурных проектов ОАО «РЖД» — проект по созданию железнодорожных подходов к особой экономической зоне «Калуга» в Калужской области, говорила Ячевская в сентябре в интервью ТАСС. Она также сообщала, что пилотный пул регионов для внедрения IRIIS будет сформирован до конца 2021 года.