Эксперты назвали основные типы мошенничества в новогодние праздники
Мошенники используют новогодние праздники в качестве информационного повода, создавая сайты-клоны и рассылая сообщения со скидочными предложениями. Об этом РБК рассказали опрошенные эксперты.
В новогодние праздники мошенники чаще используют темы, связанные с распродажами, скидками, то, что привлекает наибольшее количество людей, которые ищут подарки или хотят купить что-то подешевле. Об этом РБК сообщил бизнес-консультант по безопасности компании Cisco Алексей Лукацкий.
«Либо это как будто настоящий интернет-магазин, который принимает оплату за товар и ничего не доставляет, либо это размещение различных мошеннических сообщений на вполне реальных интернет-площадках, например на Avito, где с помощью различных технологий накручивается репутация», — отметил Лукацкий.
В преддверии новогодних праздников мошенники пользуются тем, что у пользователей теряется бдительность, считает генеральный директор компании Zecurion Алексей Раевский.
«Как правило, у людей в новогодний период происходит снижение уровня критической оценки информации. Например, интернет-магазин предлагает скидки. Совершая покупки, кто-то может не посмотреть, что это ненастоящий интернет-магазин: у него нет истории, он создан буквально месяц назад. Все озабочены покупкой подарков, проверить, настоящий интернет-магазин или нет, обычно мало кто успевает», — подчеркнул эксперт.
По мнению специалиста по информационной и компьютерной безопасности Сергея Вакулина, мошенники будут брать за основу отработанные схемы с использованием сарафанного радио, придумывая, как обмануть людей в преддверии новогодних праздников.
По словам Вакулина, сначала человек получает сообщение в мессенджере с просьбой отправить его десяти друзьям и предложением получить бонусные баллы на покупки в одной из крупных торговых сетей. При переходе на сайт, который по дизайну не будет отличаться от сайта магазина, выяснится, что для получения бонусов необходимо заплатить некую денежную сумму.
«Человек сертификата на покупки в магазине в итоге не получит даже после оплаты. Если человек действительно купится на эту приманку, у него будут дальше вымогать деньги. Этот алгоритм является фундаментом мошеннических схем, которые могут быть адаптированы под любые инфоповоды», — предупредил Вакулин.
Как указал Лукацкий, чтобы защититься от мошенников, необходимо знать посещаемые сайты и покупать на проверенных ресурсах.
«Нужно знать, как пишется название сайта в интернете, потому что мошенники очень часто манипулируют различными символами в названии сайта, которые становятся похожи на настоящие. Во-вторых, прежде чем совершить покупку, надо проверить, какова цена на этот товар в среднем по рынку. Если на какой-то товар цена в два-три раза ниже, это должно вызвать подозрения», — сказал эксперт.
В свою очередь Раевский рекомендовал искать информацию об интернет-магазинах в интернет-каталогах и читать отзывы.
«Если интернет-магазин существует давно, про него есть информация на сайтах отзывов. Если это мошеннический сайт, то, как правило, он был создан недавно. Найти о нем прошлогодние отзывы невозможно», — предостерег эксперт.
По данным исследования международной платежной системы Visa, 73% участников опроса пользуются оплатой товаров на сайтах магазинов, но только 35% россиян обращают внимание на адрес страницы и знают, что безопасный адрес начинается с протокола https, а также содержит значок закрытого замка. Кроме того, по данным опроса, при подтверждении оплаты покупок одноразовым кодом из СМС 65% обращают внимание на название онлайн-магазина, 76% — на сумму списания.