Эксперты оценили закон об отмене обязательного техосмотра в России
Отмену обязательного техосмотра автомобилей в России можно оценить положительно, поскольку эта процедура давно превратилась в фикцию. Такое мнение высказали опрошенные РБК эксперты.
«Можно, конечно, положительно, позитивно оценить отмену техосмотра для автомобилей. Тем более что в последние годы он превратился в фикцию. Мы знаем, что когда техосмотр проводила ГАИ, то сложно измерить количество тех людей, которые получали талончики техосмотра по блату», — сказал РБК член комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, председатель движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
По его словам, не менее половины талонов водители получали без проведения осмотра и проверки.
«Когда эти функции передали страховщикам, то есть РСА (Российский союз автостраховщиков. — РБК), которые аккредитовали организации, проводившие техосмотр, к сожалению, оказалось, что многие организации имеют в своем активе всего лишь ручку шариковую и более ничего, никаких специальных средств, аппаратов, никаких приборов у них не было», — объяснил он.
Таким образом, РСА допускал организации к работе на рынке техосмотра, хотя у него не было действующего механизма проверки данных. В результате водитель мог заказать техосмотр через интернет, даже не показывая машину, и получить талон и диагностическую карту.
По словам Лысакова, большое количество организаций, которые участвовали в этом бизнесе, взяли кредиты в банках и вложили в него средства. Сейчас они оказались «выброшены без всякой компенсации».
С ним согласился заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России, вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов. Он высказал мнение, что процедура в том виде, в котором она существовала до отмены закона, была исключительно бумажной и дело до реальной проверки не доходило.
По словам Холодова, летом в России отменили требование о показе диагностической карты при покупке полиса ОСАГО, поэтому сейчас ее нет у многих автомобилистов. При этом с 1 марта 2022 года автомобилистов собирались начать штрафовать за отсутствие техосмотра. Теперь это коснется лишь тех, для кого процедура осталась обязательной.
«Сейчас получается, что если бы вдруг все бросились в феврале проходить техосмотр, то у нас нет столько станций вообще. Это был бы коллапс на рынке. И даже если бы с этим потоком справились, то потом все бы сидели без работы», — сказал он.
Холодов объяснил, что обязательство проходить техосмотр сохранится для коммерческих автомобилей, в том числе такси, грузовиков и автобусов. При этом право проверять машину останется у ГИБДД. Раньше машину, у которой есть техосмотр, проверять запрещалось. От интенсивности проверок ГИБДД на дороге теперь будет зависеть количество техосмотров, считает Холодов.
«Набросятся на автомобилистов обычных. Первыми под прицел попадут те, у кого видимые эффекты. Здесь условно заложены мины замедленного действия в этом законе. Будет зависеть от того, как работают в ГИБДД с тем правом, которое у них есть», — заключил он.
Ранее Госдума приняла закон об отмене обязательного техосмотра для автомобилей, принадлежащих физлицам, если те используют их в личных целях. Это требование осталось только для юридических лиц. По-прежнему обязательно проходить техосмотр при продаже машины, которой больше четырех лет, и в ситуации, когда в ее конструкцию необходимо внести изменения.