Глава Philip Morris заявил о сложностях с продажей бизнеса в России
Американская табачная компания Philip Morris International (владеет брендами Marlboro, Bond, Parliament и др.) «скорее оставит» свой бизнес в России, чем продаст на невыгодных условиях, заявил Financial Times гендиректор Яцек Ольчак.
По его словам, компания вела переговоры по крайней мере с тремя «серьезными» потенциальными покупателями, но обсуждение «зашло в тупик», поскольку никто не знает, как добиться выгодной сделки в существующих условиях. Он напомнил, что российские власти установили правила ухода из страны для крупных иностранных производителей, при которых государство может диктовать условия в отношении оценки стоимости компаний, размера дивидендов нового владельца и доступа к денежным потокам.
В декабре прошлого года подкомиссия Минфина приняла четыре критерия, из которых будет исходить при принятии решений об одобрении сделок по продаже активов иностранных компаний. Одним из условий стала продажа предприятий с дисконтом не меньше 50% от стоимости, определенной независимым оценщиком.
Ольчак подчеркнул, что у него есть обязанность перед акционерами «вернуть стоимость» актива. «Это их деньги, а не мои. Если бы у меня был покупатель, который может провести транзакцию, да, мы могли бы это сделать — но его нет. Надежды нет. Так что я бы предпочел сохранить все это», — сказал он.
«Я знаю, что некоторые считают, что мы решили не уходить, но мы не приняли никакого решения, потому что мы не можем привести решение в действие», — добавил Ольчак.
Philip Morris объявила о сокращении производства в России и приостановке запланированных инвестиций в стране (включая все запуски новых продуктов и коммерческие, инновационные и производственные инвестиции) 9 марта прошлого года. После этого руководство компании начало работать над вариантами выхода с российского рынка. Philip Morris заявила, что рассматривает в том числе передачу активов.
В России у Philip Morris International две фабрики — «Филип Моррис Ижора» в Ленинградской области и «Филип Моррис Кубань» в Краснодаре, а также организация ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» с филиалами примерно в 100 российских городах. По словам Ольчака, в стране работали более 3,2 тыс. сотрудников компании. Доля рынка торговых марок Philip Morris International в России, по данным на 2019 год, составила 30,1%.