ФАС попросила автозаправки снизить цену продажи бензина
Как власти могут влиять на стоимость бензинаФедеральная антимонопольная служба (ФАС) направила письма вертикально интегрированным нефтяным компаниям (крупным нефтяным холдингам, включая «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть») и владельцам независимых сетей автозаправочных станций (АЗС) о необходимости снизить стоимость реализации нефтепродуктов с учетом снижения оптовых цен. «В случае отсутствия принятых мер со стороны организаций служба будет рассматривать их как признаки нарушения антимонопольного законодательства», — подчеркнули в ведомстве.
Рост оптовых цен на бензин в России продолжается с весны 2023 года, когда глава Минфина Антон Силуанов объявил о планах снизить компенсацию нефтяникам за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. В середине сентября биржевые цены на АИ-92 впервые превысили 70 тыс. руб. за тонну, на авиакеросин — 75 тыс. руб. за тонну. Вслед за оптовыми ценами начали расти и розничные цены. Однако, по данным Росстата, за прошлую неделю, с 26 сентября по 2 октября, потребительские цены на бензин впервые с весны перешли к снижению, сократившись на 0,4%.
Почему ФАС потребовала снизить цены на АЗС
21 сентября правительство почти полностью запретило экспорт бензина и дизтоплива, для того чтобы стабилизировать цены на нефтепродукты. Запрет не распространяется только на поставки для гуманитарной помощи, в рамках международных транзитных перевозок и межправительственных соглашений, а также на топливо, вывозимое для «обеспечения деятельности воинских формирований» России за рубежом. Это вызвало снижение цен на бирже.
Однако через неделю после этого на совещании с членами правительства президент Владимир Путин заявил о том, что цены в рознице все равно продолжают расти: «Мы 21-го числа ввели эти запреты — на экспорт бензина и «дизельки». Вроде как снижение наблюдается на бирже, а за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 [стоил] 51,6 руб., до 21-го числа был 49,7 руб., то есть цена-то растет в розницу. Меры приняты, а цены растут», — удивился он. Тогда президент призвал правительство оперативнее реагировать на растущие цены. В ответ на этот вице-премьер Александр Новак поручил принять срочные меры для снижения цен на топливо на автозаправках нефтяных компаний и независимого сегмента, а также «привести цены в мелком опте к уровню крупнооптовых цен с учетом транспортных расходов».
Нефтяные компании и независимые АЗС должны понизить цены на топливо на заправках до «экономически обоснованного уровня», сказал в четверг, 5 октября, глава ФАС Максим Шаскольский. Розничные цены необходимо стабилизировать, чтобы они не превышали уровень инфляции, уточнил глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. По данным Росстата, в январе—сентябре 2023 года розничные цены на бензин и дизель выросли на 9,39 и 11,09% соответственно, общая накопленная инфляция составила лишь 4,54%.
Требование ФАС к нефтяным компаниям и владельцам независимых сетей автозаправок прямо не направлено на установление конкретного ценового ориентира, предполагает старший аналитик инвестбанка «Синара» Кирилл Бахтин. По его мнению, ведомство призывает к более активному снижению цен в рознице, потому что видит, что ряд участников рынка сохранил их на высоком уровне, несмотря на значительное снижение оптовых цен. После того как был решен вопрос с оптовыми ценами, антимонопольная служба ожидает такого же снижения в мелком опте и рознице, подтверждает зампред наблюдательного совета объединения потребителей и поставщиков энергоресурсов «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.
ФАС выполняет функции надзора и контроля за исполнением законодательства, но она не может заниматься регулированием цен, у нее просто нет таких полномочий, замечает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. При этом ведомство активно возбуждает дела в отношении НПЗ и АЗС в регионах по признакам картельных сговоров. «Пока мы нашли злоупотребления в отдельных компаниях, по ним идет проверка — это трейдеры, а также нефтебазы», — сказал Шаскольский. Ведомство проверяет, насколько обоснованы цены при продаже топлива с нефтебаз, а также как формируются цены на всем пути от закупки на НПЗ до продажи на АЗС. При этом правительству нужно не «переборщить с регулированием» на топливном рынке, подчеркнул глава ФАС: нельзя допускать, чтобы регуляторные меры вызвали снижение объемов переработки нефти.
Как раньше власти регулировали цены на бензин
Цена на внутреннем рынке нефтепродуктов определяется на основе рыночного ценообразования, напоминает Бахтин. Власти могут влиять на них только косвенно — через оптовые цены. При этом в рознице ФАС предотвращает необоснованно высокие цены, оговаривается эксперт.
Последний раз правительство замораживало оптовые цены на нефтепродукты в 2018 году, чтобы избежать нового топливного кризиса. За полгода до этого они резко подскочили из-за повышения акцизов, увеличения привлекательности экспорта, роста спроса и традиционного ремонта на НПЗ. Тогда крупные нефтяные компании обязались зафиксировать оптовые цены до конца 2018 года, а с 2019 года индексировать их не выше инфляции. Минэнерго и Минфин под руководством тогдашнего вице-премьера Дмитрия Козака разработали новый механизм топливного демпфера, который начал действовать в 2019 году и предполагает выплату компенсаций нефтяным компаниям за сдерживание цен на внутреннем рынке.
Демпфер рассчитывался из разницы между экспортной стоимостью нефтепродуктов и индикативной внутренней ценой, которая устанавливалась властями. Если цены на бензин и дизтопливо за рубежом становились выгоднее поставок на внутренний рынок, то нефтяные компании получали компенсацию из бюджета за сдерживание цен на внутреннем рынке, а если разница была отрицательная, то компании, наоборот, возвращали в бюджет часть своей прибыли. Весной 2023 года Минфин предложил скорректировать этот механизм, сократив почти вдвое компенсации нефтяникам, примерно на 30 млрд руб. в месяц. «Разницу при высоких ценах на Западе мы компенсировали [из бюджета], при низких ценах на Западе — нефтяники доплачивали [в бюджет]. Сейчас западных рынков нет [из-за санкций] <...> Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков. <...>. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», — объяснял глава ведомства Антон Силуанов. Это решение и спровоцировало резкий рост оптовых цен.
В конце сентября Новак заявил на совещании с Путиным о том, что правительство снова планирует скорректировать демпфер, — теперь планируется увеличить объем компенсаций нефтяникам, «чтобы компенсировать [им] разницу с экспортом». Но в Минфине уточняли, что из-за этого не должен пострадать бюджет. «Должно быть пакетное решение. Если повышать демпфер (выплаты нефтяникам. — РБК), нужна компенсация повышения, чтобы это было для бюджета нейтрально, я пока не знаю, я пакетного решения не видел», — говорил журналистам замминистра финансов Алексей Сазанов.
РБК направил запросы в пресс-службы Минфина, «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза», «Газпром нефти» и «Татнефти», а также президенту Московской топливной ассоциации (объединяет владельцев независимых сетей АЗС и «дочки» вертикально интегрированных нефтяных компаний) Евгению Аркуше.