Продажи российских ноутбуков впервые обогнали американские
С января по середину октября 2024 года отечественные ноутбуки заняли 11,6% рынка, перегнав американские, совокупная доля которых в штуках не превышает 10%. Такие данные «Коммерсанту» привели в «Марвел-Дистрибуции». Всего за указанный период в России продали 2,58 млн ноутбуков на 163,3 млрд руб. Это уже на 12% больше в деньгах и на 6% в штуках, чем за весь прошлый год.
В 2022 году суммарная доля американских компаний составляла 30%, а российских — 4%. В 2023 году — 13% и 7% соответственно. Среди наиболее выросших отечественных брендов выделяются Fplus, Digma, Aquarius и Kraftway. Однако основную долю (70–72%) составляют китайские и тайваньские бренды, такие как Asus, MSI и Lenovo.
Росту продаж отечественных лэптопов способствует то, что у них нет проблем с сервисом и гарантией и детали всегда есть в наличии, объясняет руководитель категории «Ноутбуки» «М.Видео-Эльдорадо» Кирилл Исаев. Кроме того, по его словам, на российские решения активно переходят государственные предприятия. Сама компания «М.Видео-Эльдорадо» за девять месяцев с начала года продала 290 тыс. отечественных ноутбуков на 12,9 млрд руб., что больше на 29% в штуках и на 64% в деньгах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лидерами среди российских вендоров стали OSiO, Digma, Irbis и Fplus.
Продажи ноутбуков Digma и Digma Pro в 2024 году увеличились почти на четверть, в том числе из-за более активной рекламы, рассказали представители бренда. Они ожидают, что продажи продолжат расти, но за счет чего именно, не поясняют.
«Увеличение доли российских ноутбуков произошло в основном за счет колоссального роста продаж в низком ценовом сегменте 25–30 тыс. руб.», — рассказывает руководитель департамента закупок дистрибьютора 3Logic Group Максим Родионов. Российские и китайские бренды постепенно заполняют нишу ушедших американских брендов. По оценке Родионова, отечественные компании продолжат укреплять свои позиции, однако некоторые из них скоро могут потерять свою долю рынка из-за высокой конкурентности бизнеса.
У дистрибьютора OCS на российскую продукцию пришлось 24% проданных ноутбуков, рассказала вице-президент компании Ольга Доровская. Более половины спроса обеспечил корпоративный сегмент. Рост продаж в потребительском сегменте Доровская связывает с более активным выходом отечественных компаний в прямые продажи. Однако она подчеркивает, что потребителям сложнее доверять отечественным брендам, поэтому закрепиться в рознице российские ноутбуки смогут только в ближайшие три-четыре года и при активной маркетинговой поддержке.
О том, что продажи ноутбуков на российском рынке демонстрируют уверенный рост, РБК писал еще в июле. Тогда, по предварительным данным «М.Видео-Эльдорадо» за 6 месяцев, они оказались на 30% выше в денежном выражении и на 14% в штучном по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В феврале в России начали продавать белорусские ноутбуки. В частности, запустил свои продажи белорусский производитель «Горизонт».
Читайте РБК в Telegram.