Экс-глава контрразведки Израиля: Домодедово можно превратить в крепость
В отличие от российской практики, в аэропорту Тель-Авива (Бен-Гурион) пассажиров начинают проверять задолго до входа в терминал. Сотрудники безопасности досматривают машины и багаж перед въездом на территорию аэропорта и опрашивают всех прибывающих о целях посещения аэропорта. Другие высматривают подозрительных личностей в толпе. Ежедневно контролем и досмотром прибывающих в аэропорт лиц занимаются сотни специалистов: офицеров безопасности, психологов, охранников, в форме и штатском, на КПП и перед мониторами камер.
Другим краеугольным камнем израильской авиабезопасности является техническая оснащенность аэропорта. Металлоискатели, камеры слежения, газоанализаторы, сенсоры, сканеры - вот далеко не полный перечень необходимого оборудования.
Только сочетанием этих двух факторов - обученного персонала и высокотехнологичных устройств - возможно добиться нужного результата, отмечает Я.Перри.
"Я хотел бы отметить, что мы в Израиле достаточно длительное время поддерживаем такое сочетание, и каждый год на эти цели тратятся довольно крупные средства. Однако если сравнивать этот бюджет с ценой человеческой жизни, то это оказывается вполне оправданно", - говорит контрразведчик, ныне возглавляющий израильскую компанию Magal (занимается системами безопасности на транспорте).
И действительно: в самом скромном случае только на техническое обеспечение придется потратить кругленькую сумму, исчисляемую в лучшем случае несколькими миллионами долларов. Оборудовать всем необходимым небольшой аэропорт стоит от 6 до 15 млн долл., а в случае с крупными аэропортами счет идет на десятки и сотни миллионов долларов, отмечает эксперт. При этом к указанным суммам прибавляются ежегодные расходы на персонал и техобслуживание.
Несмотря на то что установленная в Бен-Гурионе система безопасности считается одной из самых надежных в мире, многие эксперты говорят о невозможности ее применения в других странах, ведь по сути в Израиле только один столь крупный аэропорт и стране проще сосредоточить там силы и средства. Тем временем в Москве воздушных ворот такого масштаба стазу три: если через аэропорт Тель-Авива ежегодно проходят 12 млн человек, то через Внуково, Домодедово и Шереметьево - 45 млн.
Однако сам Я.Перри считает вполне возможным привить израильский опыт в российских условиях. Правда, тут же оговаривается он, придется сделать поправку на российскую специфику и ментальность (к примеру, российским властям едва ли придется рассчитывать на помощь бдительных граждан, как то регулярно происходит в Израиле).
"Всю систему придется приспосабливать под российские реалии, менталитет и ваши понятия о правах человека. В конце концов, в каждой стране этот набор индивидуален, и есть свои собственные ограничения. Но в целом я считаю применение нашего опыта обеспечения безопасности в России вполне возможным", - отметил он.
Напомним, что вскоре после взрыва в Домодедово, где жертвами террориста-смертника стали более 30 человек, российские власти подняли вопрос обеспечения безопасности на крупных транспортных объектах. В последующие после теракта дни от российских чиновников то и дело звучали предложения перенять израильский опыт обеспечения безопасности. О нем даже упоминал сам президент России Дмитрий Медведев.