Туалетная бумага и подгузники к 1 апреля исчезли из японских магазинов
Фактически речь идет о налоге на добавленную стоимость (НДС), который всегда отражается на стоимости товаров для конечного потребителя. Учитывая, что это первое повышение налога за 17 лет, японские потребители серьезно подготовились к изменению ценников в магазинах.
Мартовский бум продаж ощутили на себе производители не только товаров повседневного спроса, но и товаров длительного пользования. Мебель и техника для дома, холодильники и посудомоечные машины, косметика Shiseido и часы Rolex были самыми востребованными наименованиями в марте, передает Bloomberg со ссылкой на представителя одной из крупнейших японских розничных сетей - Aeon. Продажи в магазинах Aeon начали расти в конце 2013г. и достигли своего максимума в марте, выручка тогда взлетела на 20%. О росте продаж сообщил и автоконцерн Toyota Motor: спрос на автомобили представительского класса Lexus в феврале вырос на 16%.
Впрочем, ретейлеры не спешат радоваться наплыву покупателей: теперь, когда цены выросли, клиенты магазинов могут потерять охоту тратить деньги. Подобный опыт в истории Японии уже был в 1997г., когда НДС повысили с 3 до 5%. Правда, тогда это совпало с азиатским финансовым кризисом и рецессией, с последствиями которой, в том числе затяжной дефляцией, правительство борется до сих пор.
Некоторые аналитики, например ведущий экономист Mizuho Research Institute Ясуо Ямамото, полагают, что удар по экономике от нынешнего повышения НДС может оказаться даже более болезненным, чем в 1997г., когда налог был повышен лишь на 2 процентных пункта. Тем более что к октябрю 2015г. правительство японского премьера Синдзо Абэ, поставившее перед собой задачу снижения долгового бремени, планирует увеличить налог с продаж еще раз - до 10%.
Если эффект от повышения НДС для товаров повседневного спроса, вероятно, будет кратковременным, то продажи более дорогих наименований будут восстанавливаться гораздо дольше. "Если вы приобретаете дом за 50 млн иен, то увеличение налога с продаж на 3 процентных пункта будет эквивалентно 1,5 млн иен. Это действительно много", - отметил Йошихиро Ито, ведущий стратег Okasan Online Securities. Та же Toyota собирается сократить производство на внутреннем рынке на 5% в 2014г., а ассоциация автопроизводителей Японии предсказывает, что с ростом налога спрос на автомобильном японском рынке - третьем по величине в мире - рухнет на 16% в 2014 финансовом году (начался 1 апреля).
Экономисты пытаются оценить последствия повышения налога, основываясь на динамике спроса в преддверии этого события: чем стремительнее растет спрос на товары до повышения, тем значительнее будет его падение после. Следуя этой логике, повышение налога в этот раз должно пройти менее болезненно, чем в 1997г. Тогда продажи росли равномерно в течение четырех кварталов, прежде чем взлететь в финальные три месяца на 40% в годовом выражении. На этот раз, кроме интенсивного роста продаж автомобилей, потребление других групп товаров, например бытовой техники и электроники, в течение последних двух лет менялось незначительно. А потребительские расходы в Японии в феврале и вовсе снизились в годовом исчислении на 2,5%, правда, винят в этом метели и холодную погоду.
В отсутствии на японских прилавках подгузников повинны не столько японские покупатели, сколько их китайские "коллеги": репутация японских товаров заставляет китайцев вновь и вновь возвращаться за желаемым продуктом, несмотря на действующее в ряде магазинов ограничение "одна упаковка в одни руки". Китайские потребители готовы платить за японские товары больше, когда это понадобится, и эта новая модель потребления вполне может сгладить последствия повышения налога, полагают некоторые экономисты.
Алена Сухаревская