"Железная леди" Пушкинского музея: биография Ирины Антоновой
И.Антонова родилась 20 марта 1922г. в Москве, в детстве четыре года прожила с родителями в Германии. В 1933г., после прихода к власти нацистов, семья вернулась в СССР. Во время учебы в школе И.Антонова думала о поступлении на механико-математический факультет МГУ, однако любовь к искусству возобладала, и в 1940г. она стала студенткой Московского института философии, литературы и истории. В начале войны вуз был закрыт, а его факультеты - присоединены к МГУ. В результате И.Антонова оказалась именно в этом университете.
В начале Великой Отечественной войны И.Антонова окончила курсы медсестер и с весны 1942г. работала в госпитале на Красной Пресне в звании младшего сержанта медицинской службы.
В 1945г. она окончила МГУ и поступила на работу в ГМИИ им.Пушкина, одновременно изучая в аспирантуре при музее искусство Италии эпохи Возрождения. В 1961г. директор музея Александр Замошкин перед уходом на пенсию предложил И.Антоновой, которая к тому времени уже стала старшим научным сотрудником, возглавить культурное учреждение.
Вторую половину 1960-х гг. И.Антонова считает золотыми годами музея. В 1966г., несмотря на возражения министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, в ГМИИ была проведена выставка советского живописца Александра Тышлера, позже состоялась выставка Анри Матисса. С 1967г. по ее инициативе ежегодно проводятся Випперовские чтения - конференции памяти бывшего научного руководителя музея Бориса Виппера, которого И.Антонова называла своим учителем.
В 1974г. под ее руководством была проведена реорганизация экспозиции музея: ГМИИ им.Пушкина стал первым советским музеем, который "начал сопоставлять отечественное искусство с зарубежным". И.Антонова провела выставку портретов 1972г., на которой работы Пьера Огюста Ренуара соседствовали с картинами Валентина Серова.
Некоторые инициативы И.Антоновой вызывали недовольство руководства Министерства культуры. В 1974г. у нее возник конфликт с руководством из-за решения освободить залы второго этажа ГМИИ ради коллекций западной живописи из собраний меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Творчество таких мастеров, как П.Ренуар и П.Гоген, признавалось властями "буржуазным, формалистическим, вредным". И.Антонова была готова подать заявление об увольнении, если бы ей отказали. Она отмечает, что в те годы "в подвалах лежали первоклассные вещи - почти весь Музей западного искусства".
В качестве директора ГМИИ И.Антонова выступила в роли организатора крупнейших международных выставок - "Москва - Париж", "Москва - Берлин", "Россия - Италия", "Модильяни", "Тернер", "Пикассо" и др.
Наибольшую известность получила выставка "Москва - Париж", состоявшаяся в 1981г. Сначала она проводилась в Центре Помпиду в Париже, затем - в ГМИИ им.Пушкина. Для советских зрителей масштабная выставка авангардных работ (было представлено творчество К.Малевича, В.Кандинского, П.Филонова) стала настоящим прорывом.
В 1981г. вместе со Святославом Рихтером И.Антонова основала фестиваль музыки и живописи "Декабрьские вечера", который стал ежегодным.
По инициативе И.Антоновой в конце 1980-х гг. была разработана государственная программа развития ГМИИ, а в 2012г. - новая концепция развития музея (до 2018г.). В рамках работы первой программы в 1995г. в ГМИИ был открыт музей личных коллекций. Сейчас в музее их представлено более 40.
В апреле 2013г. И.Антонова, отметившая месяцем ранее свое 91-летие, была назначена главным куратором государственных музеев России.
И.Антонова является почетным членом Международного совета музеев при ЮНЕСКО, академиком Российской академии образования и Российской академии художеств, почетным доктором Государственного гуманитарного университета, заслуженным деятелем искусств РФ. Она награждена орденами Трудового Красного знамени, Октябрьской революции, Дружбы народов, "За заслуги перед Отечеством" III, II и I степеней.
Экс-директор ГМИИ свободно владеет немецким, французским и итальянским языками, немного говорит по-английски. И.Антонова очень любит театр, балет и музыку. Одно из ее главных увлечений (с 1964г.) - вождение автомобиля.