Терроризм - тяжелая болезнь цивилизации
На данный момент наиболее "террористически опасными" странами мира считаются Ирак и Израиль. Именно из этих регионов сообщения о крупных, средних и мелких деструктивных акциях фанатиков или "борцов за свободу" приходят чуть ли не каждый день. И несмотря на то что иракская проблема образовалась фактически лишь в последний год, а израильские спецслужбы и военные борются с палестинскими экстремистами десятилетиями, в обоих этих конфликтах наблюдается нечто общее – оба были спровоцированы в той или иной степени извне.
Палестинцы, которые изначально не приняли образования еврейского государства на землях, которые давно считали своими, до сих пор считают решение ООН о создании Израиля в корне неверным и в силу национальных особенностей признают эффективным только один метод борьбы – насильственный, террористический. Израильтяне, которые при поддержке Вашингтона десятилетиями бьются за место под солнцем на том небольшом клочке суши, что им достался после сотен лет существования без собственного государства (у арабов своих стран десятки, у иудеев – одна, и то постоянно атакуемая из «очагов напряженности» внутри и снаружи).
Долгие годы лучшие политики мира бились над тем, чтобы разрешить этот извечный Ближневосточный конфликт, корни которого уходят далеко вглубь веков, но так ничего и не вышло и, похоже, в ближайшее время не получится. Да и странно было бы, если бы получилось - при том условии, что политики в Вашингтоне своими собственными руками создали в этом взрывоопасном регионе второй очаг напряженности: Ирак. Волевым решением Джордж Буш-младший наводнил эту страну войсками «международной коалиции» (фактически, в первую очередь, США и Великобритании), положив конец диктаторскому режиму Саддама Хусейна. Но вместе с тем уничтожил ту центральную власть, которой боялись, но признавали многие сепаратистские и террористические силы в самой стране. Уничтожив эту власть, американцы ничего не смогли предложить взамен и фактически разворошили осиное гнездо, отчего не в последнюю очередь сами сейчас и страдают.
Взрывы, теракты, вооруженные нападения на миротворцев, столкновения на религиозной и национальной почве – всем этим ныне полон ранее спокойный Ирак. Учитывая, что не так далеко и третий очаг международной напряженности – Афганистан, где долгие годы скрывался «террорист номер один», по мнению Пентагона, Усама бен Ладен, можно говорить о том, что справиться с активизировавшимися во всем мире арабскими террористами будет очень и очень непросто.
Вызывают к деятельности террористов не в последнюю очередь сами власти нынешних демократических государств. Отсутствие жесткой власти, способной "держать в узде" взрывоопасные силы недовольных, которые имеются практически в любом обществе, так называемая "демократизация" мира в целом, усиление степени признания общечеловеческих ценностей, свобод, каждой человеческой личности в отдельности – все это создает благоприятную почву для борьбы террористическими методами. Любая акция устрашения, особенно оборачивающаяся человеческими жертвами, наносит существенный удар по структуре того или иного государства, позволяет говорить о том, что оно не в силах себя защитить, и т.п.
В России, при всем при том, сложилась несколько особенная ситуация. Москва, в отличие от Вашингтона, не объявляла глобального "крестового похода" против мирового терроризма. У нас террористическая деятельность не была спровоцирована какими-либо внешними силами, а появилась изнутри, несколько сдобренная участвующими в чеченском конфликте на стороне боевиков иностранными наемниками. Бороться с таким терроризмом не менее сложно, чем с привнесенным извне или существовавшим издревле. Любое силовое действие (будь то теракт, судебный процесс, «зачистка», или что иное) вызывает к жизни ответное силовое действие, аналогично древнему принципу "кровь за кровь", и такими средствами конфликт может быть решен только тогда, когда одна его сторона полностью уничтожит другую.
В современном мире в масштабах государств такое едва ли возможно. Будь то в США, в Израиле или в России, везде государство (и подчиняющийся ему силовой аппарат) являет собой достаточно неповоротливый механизм, который в большинстве случаев способен осуществлять только заранее запрограммированную деятельность, предсказуемо реагировать на угрозы в свой адрес, и чтобы сменить вектор направления движения, нужны недюжинные силы и нестандартные личности. Такого пока не наблюдается нигде.
В том же Израиле экстремисты продолжают совершать теракты, военные продолжают наносить удары по экстремистам, спецслужбы проводить тайные операции против их лидеров. Все идет по давно заведенному сценарию. В этих условиях террористы сильнее военных и сотрудников спецслужб. Они более мобильны, менее стеснены в средствах, не так ценят (или вообще не ценят) человеческие жизни, не ограничены моральными ценностями, и, наконец, они практически всегда "ходят первыми", а уже на их акции (неожиданные, как правило) власть вынуждена реагировать (и обычно вполне ожидаемым способом).
Посему, как показывает пример Израиля, борьба с терроризмом неспособна решить проблему, она может только на время ослабить сторонников кровавых акций. А вот реального действенного способа, как избавить общество от подобной опасности самоуничтожения, пока еще так и не найдено.
Смотрите свежий выпуск новостей телеканала РБК
Фоторепортаж захвата школы в Осетии