С 2003г. частных поездов в РФ стало в 1,5 раза больше
Первые частные поезда в РФ появились 2 года назад, а частные операторы, арендующие вагоны у РЖД, работают с 2003г. Сегодня максимальная цена билета класса "люкс" достигает 20 тыс долл. И желающих прокатиться с каждым годом только прибавляется. "В 2006г. ОАО "РЖД" предоставило под такие проекты почти 900 вагонов, – заявляет в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" вице-президент компании "РЖД" Михаил Акулов. – С 2003г. количество частных туристических поездов увеличилось почти в 1,5 раза".
Оговоримся, что большинство перевозчиков арендуют подвижный состав у монополиста ОАО "РЖД". То есть частными их можно называть условно. "Любая компания, выходящая на рельсы России, будет тесно связана с РЖД, – предупреждает гендиректор транспортной компании "Гранд Сервис Экспресс" Олег Каверин. – Вся инфраструктура, начиная с продажи билетов и заканчивая ремонтом, принадлежит ОАО "РЖД". По сути, бизнес совместный, и разделение прибыли происходит пропорционально".
В тоже время существует и порядка 10 частных поездов (с собственным подвижным составом), это делает их в большей мере частными, чем арендаторов, но не избавляет от "пропорций", назвать которые О.Каверин отказывается, ссылаясь на сложность их вычисления. Нетрудно догадаться, что люксовые поезда курсируют, главным образом, между Санкт-Петербургом и Москвой. А в летний период по городам "Золотого кольца".
Спрос на билеты в частных поездах растет: за первое полугодие 2007г. частные компании перевезли на 117% пассажиров больше, чем за аналогичный период 2006г., что, впрочем, объясняется также и загруженностью наиболее популярных железнодорожных направлений (Москва – Петербург, "Золотое кольцо"). Остальные пункты России созреют для люксовых поездов еще не скоро.
Тем временем давно созрели престарелые туристы-пенсионеры из стран ЕС. Именно на них рассчитана цена в 20 тыс. долл. Речь идет о туристическом поезде "Москва – Владивосток" ("Золотой орел"). Цена включает экскурсии по крупным городам по пути следования маршрута, питание и перелет в Москву и из Владивостока домой.
28 дней поездки предполагают проживание в купе с душем и туалетом (4 двухместных купе на один вагон). Средний возраст пассажира - 70 лет. И хотя, по словам Тима Коллинза, руководителя тура "Золотой орел", компания GW Travel Ltd (владелец) заинтересована также и в российском клиенте, о чем постоянно ведутся переговоры с компанией "РЖД тур", граждан России поездки свыше 10-14 дней не интересуют (особенно пенсионеров).
К слову, стоимость одного вагона "Золотого орла" равна примерно 36 млн рублей, в целом же весь цикл инвестиций в стандартный проект частного поезда на сегодня – от 800 млн рублей до 1,5 млрд долларов. Здесь и дизайн (GW Travel Ltd вложили в дизайн 22 млн фунтов стерлингов), и обучение проводников (языки, этикет, навыки сомелье) и т.д.
"Обычная же цена билета класса "люкс" в частном поезде порядка 19 тысяч рублей, - утешает О.Каверин. – Такова, например, стоимость купе по маршруту Москва – Санкт-Петербруг". Российские перевозчики, так же как и западные, предлагают и экзотические варианты путешествий – ретро-поезда ("Байкальский круиз") и т.п. Вероятно, в скором времени могут появиться и панорамные поезда.
В заключение добавим, параллельно со спросом на люксовые поезда в России растет спрос на обычные перевозки эконом-класса. Более того, пока обеспеченных граждан будут перевозить в условиях пятизвездочного отеля, остальным придется тесниться в low-cost-вагонах, которые намерена предложить в 2008г. Федеральная пассажирская дирекция (ФДП). Для 22% населения России даже билеты эконом-класса сегодня недоступны, подсчитали в ФДП, рассчитывая максимально использовать площадь подвижного состава в будущих low-cost-поездах (в ход пойдут третьи полки и т.д.).