«Коммерсантъ» узнал причины крушения нового военного самолета под Москвой
Эксперты Минпромторга и Межгосударственного авиационного комитета (МАК) установили причины катастрофы опытного военно-транспортного самолета Ил-112В, которая произошла в подмосковной Кубинке в середине августа. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на близкие к расследованию источники.
«Критическую ситуацию на борту спровоцировал пожар двигателя, но в неконтролируемый боковой крен, перешедший в опрокидывание, машина ушла из-за обрыва разрушенной огнем тяги правого элерона», — говорится в публикации.
Эксперты установили, что проблемы у самолета начались с потери газодинамической устойчивости правого двигателя, после чего последовал помпаж, сопровождаемый хлопками и выбросами пламени, который, вероятнее всего, привел к частичному разрушению турбины, а ее обломки, в свою очередь, могли перебить расположенные рядом топливопроводы.
«Чтобы установить точную причину возгорания транспортника, специалистам предстоит дождаться результатов экспертиз, которые уже назначены, но, так или иначе, через несколько минут после взлета во внутренних полостях гондолы и правого крыла Ил-112В возник мощный «керосиновый» пожар», — пишет издание.
Как сообщает газета, первыми огонь заметили не летчики, а диспетчеры аэродрома Кубинка, с которого взлетел загоревшийся вскоре борт. Экипажу об этом было доложено, однако в кабине к тому моменту уже загорелось предупреждающее об опасности табло и сработала в автоматическом режиме так называемая первая очередь системы пожаротушения, после чего в гондолу был выпущен огнегасящий пенный состав из расположенного рядом с ней баллона-огнетушителя высокого давления.
Однако пенная атака прошла вхолостую, вследствие чего пилоты уже вручную активировали вторую очередь системы пожаротушения, которая тоже не достигла цели. По словам источников издания, обе системы пожаротушения самолета были ориентированы в первую очередь на двигатели, поэтому пена, сформированная из углекислоты и инертных газов, заполняла главным образом гондолу одного из них, в то время как пожар уже перекинулся во внутреннюю полость крыла.
«Между тем заливать огонь больше было нечем. <...> Пилотам, таким образом, не оставалось ничего другого, кроме возвращения на аэродром вылета и совершения вынужденной посадки, которую они и запросили», — утверждается в материале.
Как заявляют эксперты, опытный экипаж действовал слаженно и быстро: командир приказал второму пилоту «глушить, а затем «флюгировать», что он и сделал, сообщив, что горящий двигатель благополучно остановлен, а лопасти его воздушного винта установлены «по потоку» и не препятствуют движению самолета.
Экипажу, по словам экспертов, удалось расположить рули самолета и подобрать режим единственного работающего двигателя таким образом, что, несмотря на пожар и ассиметричную тягу, самолет пошел в сторону аэродрома практически идеальным прямым курсом. По их мнению, летчики наверняка посадили бы горящий самолет в Кубинке, однако их отчаянная борьба оказалась тщетной, поскольку «сдалась» сама машина.
Как сообщает «Коммерсантъ», температура в полости правого крыла достигла 600℃, после чего, как установили расследователи, разрушилась идущая внутри дюралюминиевая тяга элерона. «Критической для дюралюминия Д16, из которого была сделана тяга и большинство других деталей самолета, является температура 650℃, однако уже при 600℃ дюралевая трубка на шарнирах, удерживающая правый элерон в опущенном положении, как говорят эксперты, потеряла упругость и «потекла», — пишет издание.
Как установили эксперты, из-за разрушения тяги элерон, помогавший летчикам обеспечивать прямолинейный полет, встал в нейтральное положение, расположившись вдоль плоскости крыла, а самолет начал крениться вправо и опускать нос. «Крен нарастал сначала медленно, однако пилоты, как полагают расследователи, уже в момент обрыва тяги поняли, что начавшийся процесс необратим. Каким-то образом повлиять на поведение самолета летчики не могли; комментировать ситуацию они, видимо, тоже не посчитали нужным, поэтому просто молчали», — сообщает газета.
По словам экспертов, вывести из крена самолет в таких условиях не смог бы ни один пилот в мире. Причиной происшедшей трагедии большинство специалистов считает неподготовленность к полетам первого экспериментального образца военного транспортника и возможную спешку с его вводом в строй.
Авиакатастрофа произошла 17 августа во время выполнения испытательного полета. У самолета загорелся правый двигатель при заходе на посадку, летчики пытались выправить машину, однако последовал резкий крен с переворотом вправо, и самолет врезался в землю в лесополосе в районе населенного пункта Никольское Одинцовского района — к северу от Кубинки. Все находившиеся на борту самолета погибли. Экипажем командовал Герой России Николай Куимов. Помимо него в состав экипажа входили летчик-испытатель первого класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель первого класса Николай Хлудеев. Президент России Владимир Путин посмертно наградил летчиков орденами Мужества.
Ил-112В — российский легкий транспортный самолет нового поколения производимый на Воронежском авиационном заводе. Предназначен для замены самолетов Ан-24 и Ан-26. Планируется, что будут выпускаться модификации для военно-транспортной и коммерческой авиации. Воздушное судно представляет собой двухдвигательный турбовинтовой моноплан с высокорасположенным прямым крылом. Для противодействия поражению ракетами и радарными головками самонаведения военно-транспортная модификация будет оснащаться бортовым комплексом обороны, разработанным на основе комплексов индивидуальной защиты авиации «Витебск» и «Президент-С» производства АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).
Вице-премьер Юрий Борисов заверил, что программа производства самолетов Ил-112 продолжится, несмотря на катастрофу. «Обязательно будет продвигаться программа Ил-112, потому что это востребованный легкий транспортный самолет. К сожалению, случаются такого рода трагедии, и я думаю, что промышленность сделает соответствующие выводы, разберется в причинах, выработает необходимый комплекс мероприятий», — сказал Борисов.