Дилеры оценили рост стоимости новых машин после подорожания утильсбора
Новые легковые автомобили в октябре — месяце, когда в России выросли ставки утилизационного сбора, — подорожали в среднем на 2–5%, подсчитали в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), передает «Коммерсантъ».
Рост цен в организации объясняют индексацией утильсбора, высокой ключевой ставкой и ослаблением курса рубля. Там также не исключили, что с учетом всех «негативных факторов» до конца года новые автомобили в стране могут подорожать более чем на 10%. «Удорожание коснется как импортных, так и отечественных брендов, что приведет к снижению продаж как в четвертом квартале, так и в 2025 году», — уточнили в РОАД.
Согласно утвержденной правительством шкале индексации утильсбора до 2030 года, с 1 октября для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов ставка выросла на 70–85%. В дальнейшем с 1 января каждого последующего года платеж будет индексироваться на 10–20%.
Замгендиректора АГ «Авилон» по продажам новых машин Ренат Тюктеев в разговоре с «Ъ» заявил, что каждый автопроизводитель реагировал на индексацию утильсбора по-разному, но в среднем цены в октябре выросли на 3–5%. «Одна марка снижает объем поддержек в адрес дилеров, другая — увеличивает рекомендованную цену, третья — уменьшает скидки в инвойсе. Никто не хочет резких шагов, так как они отразятся негативно на продажах», — отметил он.
Вместе с тем Тюктеев обращает внимание и на незначительное подорожание отечественных автомобилей Lada. В АвтоВАЗе, руководство которого лоббировало повышение ставок утильсбора, заявили газете, что цены не поднимали и не планируют это делать до конца года.
В «Рольфе» сообщили «Ъ», что некоторые бренды отменили программы поддержки, из-за чего новые автомобили прибавили в цене до 50 тыс. руб. Но это скорее единичные случаи, глобального роста стоимости в компании не зафиксировали, уточнил директор по продажам новых автомобилей ГК «Рольф» Николай Иванов. «По новой ставке автомобили ввозятся в Россию только две недели. Складские запасы еще достаточно полные», — добавил он.
В то же время гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский сообщил, что в октябре цены на новые автомобили остались прежними. «Есть даже некоторое снижение по ряду моделей, потому что после рекордов продаж сентября в октябре наблюдали спад, особенно в первые две недели», — рассказал он, отметив при этом, что повышение утильсбора негативно влияет на рынок, но еще более серьезные трудности для бизнеса создает рост ставки ЦБ. «У нас на глазах рассыпались сделки, которые уже были одобрены лизинговыми компаниями, и оставалось только получить автомобиль», — сообщил топ-менеджер.
Как следовало из сопроводительных материалов к проекту федерального бюджета, которые изучил РБК, на фоне повышения ставки ЦБ и утильсбора власти прогнозируют снижение объемов импорта легковых автомобилей в Россию с 2025 года.
Так, импорт легковых автомобилей (транспорт категории M1) в 2025 году составит 1,085 млн автомобилей (из них новых — 733,5 тыс., остальные — автомобили, с даты выпуска которых прошло более трех лет), в 2026 году — 916 тыс. автомобилей (633,2 тыс. новых), в 2027-м — 776 тыс. (547,4 тыс. новых), следует из материалов. Средний размер утильсбора на импортируемые легковые автомобили в 2025 году составит 602 тыс. руб. c одного автомобиля, в 2026-м — 716 тыс., в 2027-м — 798 тыс. руб., подсчитал РБК.
Всего с импортных легковых автомобилей бюджет получит за счет утильсбора 653,5 млрд руб. в следующем году, 656,4 млрд — в 2026-м и 619,5 млрд руб. — в 2027 году. Доходы от импорта всей автомобильной техники (включая спецтехнику, автобусы и грузовики) составят в 2025 году 1,14 трлн руб., в 2026 году — 1,25 трлн, в 2027-м — 1,26 трлн руб.
По данным аналитического агентства «Автостат», по итогам 2023 года в Россию было импортировано 1,09 млн легковых автомобилей: 707 тыс. новых автомобилей и 387 тыс. с пробегом. В этом году, по прогнозам агентства, объем импорта как минимум по новым машинам будет больше прошлогоднего.
Что такое утильсбор
Первый формат утилизационного сбора появился в России в 2009 году — тогда владелец старой машины мог сдать ее на переработку в обмен на сертификат на 50 тыс. руб. В 2012 году утилизационный сбор был введен для импортеров автомобилей (как физлиц, так и компаний). На сегодняшний день его платят как локальные заводы, так и импортеры, но только первые могут получить его компенсацию в виде промышленных субсидий.
Уровень компенсации сбора для российских автозаводов ранее варьировался в зависимости от степени локализации производства. Как правило, иностранные концерны компенсировали себе платеж не полностью. А разницу между собранным и компенсированным власти направляли на программы поддержки отрасли: например, традиционные программы поддержки спроса — льготный лизинг и автокредитование.