РФ попала в четвертую десятку по уровню знаний школьников
Согласно результатам PISA-2006, самые образованные подростки живут в Финляндии. Второе и третье место заняли учащиеся из Гонконга и Канады. Россия, по предварительным оценкам и с учетом погрешности, заняла 33-38 место, сообщает Би-би-си.
В списке с РФ соседствуют Люксембург и Италия, ненамного отстающая от России по уровню образованности молодежи. Учащиеся этих стран по итогам прошлогоднего тестирования получили меньше 495 очков, что по шкале оценок PISA означает уровень знаний "ниже среднего". В той же группе оказались подростки из США (489 очков), Латвии и Словакии.
Знания "выше среднего", то есть выше среднестатистической нормы ОСЭР, показали школьники из 20 стран, набрав более 505 очков. В их числе Тайвань, Эстония, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Лихтенштейн, Словения, Германия, Великобритания, Чехия. Последнее место в списке заняла Киргизия, чьи школьники получили всего 322 балла.
PISA считается самым авторитетным международным рейтингом уровня знаний учащихся средних школ из разных стран мира. Это тестирование ОЭСР проводят раз в три года среди 15-летних школьников в десятках стран мира, в совокупности отвечающих за 90% мирового ВВП и не обязательно являющихся членами ОЭСР.
Исследование PISA можно назвать исчерпывающим и достоверным, но не всегда однозначным. Поскольку в разные годы при тестировании школьников проверяются разные навыки, то сравнивать результаты тестов разных лет не совсем корректно, полагает Би-би-си.
Например, при тестировании в 2000г. главное внимание уделялось проверке навыков чтения, в 2003г.- знаний по математике. В 2006г. вопросы касались, в основном, естественнонаучных дисциплин, интереса к науке в целом и способности подростков использовать научные знания в повседневной жизни.
В первую очередь, эксперты пытались понять, могут ли школьники отличить научные аргументы от псевдонаучных и могут ли они применить свои знания для решения современных проблем.
Тест затрагивал огромный спектр вопросов, начиная от бытовых и заканчивая глобальными. Например, каким образом бактерии приводят к возникновению кариеса? Можно ли заразиться ВИЧ при контакте с грязной водой? Почему правительства ряда стран запретили клонирование? Какая деятельность человека может привести к изменению климата?
Отдельно проверяется интерес учащихся к науке. Для этого у них спрашивают - насколько вас интересуют следующие вопросы? В какой степени форма чашки влияет на скорость остывания кофе? Какова атомная структура дерева, воды и стали? Почему разные вещества по-разному проводят тепло?
Варианты ответов: очень интересует, интересует, почти не интересует, не интересует.
Комментируя исследование по программе PISA, генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа отметил, что этот рейтинг призван сориентировать правительства разных стран при разработке стратегий в области образования.
"Сегодня при высокой конкуренции в глобальной экономике качественное образование - один из самых ценных активов, которым может обладать общество и человек", - говорит Гурриа.
В этом смысле, по мнению Гурриа, PISA - значительно больше, чем просто рейтинг: "Это показатель того, насколько хорошо индивидуальные системы образования готовят молодых людей к завтрашнему дню", - сказал он.
Поскольку выборочная часть учащихся экстраполируется в этом исследовании на всю страну, эксперты ОЭСР обращают внимание на погрешность. Все данные, приведенные в рейтинге, точны в 95% случаев. Места, отведенные странам, также ранжированы с учетом погрешности.
В 2006 году в тестировании PISA приняли участие более 400 тыс. учащихся их 57 стран мира. Окончательные результаты теста, а также сравнительный анализ образовательных систем в разных странах мира будут опубликованы на сайте ОЭСР 4 декабря.