Без сигнала SOS: почему в Охотском море затонул траулер «Дальний Восток»
Что произошло
2 апреля около четырех часов утра по местному времени в Охотском море в 300 км от Магадана затонул большой морозильный траулер «Дальний Восток». Траулер не успел подать сигнал SOS. Начальник морского координационно-спасательного подцентра ФГУ «Администрация морского порта Петропавловск-Камчатский» Артур Рец рассказал РБК, что судно затонуло из-за поступления воды в машинное отделение. По предварительным данным, на борту находились 132 человека, среди которых, по разным данным, от 76 до 78 россиян. 54 члена экипажа погибли, до сих пор остается неизвестной судьба 15 рыбаков. Поисковые работы на месте крушения траулера продолжатся до наступления темноты. По словам зампредседателя правительства Камчатского края Сергея Хабарова, помимо россиян в экипаже траулера были 42 гражданина Мьянмы, три человека были гражданами Латвии, четыре украинца, еще пять — Вануату.
Большой автономный морозильный траулер (БАТМ) «Дальний Восток находился в Охотском море на промысле минтая и сельди. Судно было построено в 1989 году и принадлежало ООО «Магеллан». Длина траулера — 105 м, ширина — 16 м, высота — 10,2 м. До 2014 года он назывался STENDE и был приписан к рижскому порту. Позднее траулер приписали к порту Невельска. Капитаном «Дальнего Востока» был 48-летний Александр Притоцкий. Представитель компании-судовладельца «Магеллан» сообщил РИА Новости, что судно «Дальний Восток» проходило ремонт в конце 2014 года и было полностью подготовлено к рейсу.
Три версии крушения
Следственный комитет России считает наиболее вероятной причиной крушения траулера «Дальний Восток» возможное столкновение судна с препятствием. «На данный момент наиболее вероятной причиной стремительного затопления судна следствие считает возможное столкновение с препятствием, из-за которого произошло повреждение корпуса в районе машинного отделения», — заявил официальный представитель СК Владимир Маркин.
В пользу этой версии высказался источник Интерфакса в оперативном штабе по ликвидации последствий кораблекрушения. Он рассказал, что одной из главных причин затопления рыболовецкого траулера могло стать частичное разрушение корпуса судна льдом. Однако собеседник агентства не исключил и других версий, например нарушения правил безопасности. «Нельзя исключать и возможного превышения допустимых объемов хранения груза или его неправильного размещения в трюмах судна», — добавил источник.
Место крушения траулера «Дальний Восток» в Охотском море
Вторую версию причины трагедии выдвинула компания ООО «Магеллан», которой принадлежал траулер. Источник в компании рассказал порталу LifeNews, что к крушению судна могла привести ошибка капитана. «Сейчас, со слов спасенных членов экипажа, речь идет об ошибке капитана. Они приняли на борт трал, полный трал скатился по палубе, придал судну сильный крен, и оно совершило опрокидывание», — отметил он. При этом собеседник портала уточнил, что экипаж выходил на связь практически каждый день, а во время последнего сеанса связи ни о каких технических проблемах экипаж корабля не сообщал.
В пользу этой версии высказался третий помощник капитана, который остался жив. Зампредседателя правительства Камчатского края Сергей Хабаров, который привел его слова журналистам, назвал возможной причиной катастрофы нарушение правил ведения промысла. «По предварительной информации, кораблекрушение произошло во время работ по выборке 100-тонного невода», — пояснил он.
Третья версия — плохие погодные условия. В МЧС возможной причиной катастрофы помимо перегруза назвали сильный порывистый ветер. «Сейчас прошло заседание правительственного штаба. На нем третий помощник капитана судна озвучил версию о том, что судно подняло трал весом около 80 т, а второй опустило. Перегруз, при этом сильный ветер, в итоге судно «поймало крен» и затонуло», — сообщил РИА Новости представитель ГУМЧС России по Камчатскому краю.
Хорошая репутация
Суда этой серии хорошо зарекомендовали себя, считает президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский. «Их [судов этой серии] было построено более ста, и работали они безупречно. Вряд ли они при выборке трала стали бы тонуть», — добавил Осичанский. При этом он подчеркнул, что выводы о причинах катастрофы можно делать только после тщательного расследования.
Причиной кораблекрушения траулера «Дальний Восток» могло стать столкновение со льдинами, говорит он. «Я придерживаюсь версии, что причиной случившегося стало столкновение со льдами. Как произошло в случае с «Титаником», который, столкнувшийся с айсбергом, получил пробоины и затонул», — сказал Осичанский Интерфаксу. Он отметил, что судно затонуло очень быстро, а это означает, что в корпус стали единовременно поступать большие массы воды и экипаж не успел подать сигнал SOS.