Поездом, паромом и автобусом: репортаж РБК по пути в Крым, минуя Украину
За билетом надо постоять
Купить так называемый сквозной билет оказалось непросто. Продажа, согласно сообщениям Минтранса и РЖД, была открыта 28 апреля, сервис начал действовать с 1 мая.
Купить проездной документ привычным и наиболее удобным способом - через интернет - нельзя, приобрести его возможно только лично явившись к окошку кассы. Отстояв очередь к первому попавшемуся кассиру Курского вокзала, выяснилось, что "супербилет" продается только в одном окошке из полусотни - международной кассе. Почему переезд в Крым исключительно через российскую территорию считается международным, кассир объяснить не смогла. Никаких объявлений, указаний или разъяснений в кассовом зале тоже нет.
Вторая очередь заняла также около получаса. "Ой! - обрадовалась кассир. - Вы первый у нас покупатель сквозного билета!". Таким образом, в первый день продаж около трех часов дня, корреспондент РБК был первым, кто поинтересовался наличием разрекламированного сервиса. На оформление билетов ушло около 20 минут - кассир напряжено хмурила брови, глядя в многостраничную инструкцию, звонила кому-то по телефону и, наконец, призвала на помощь начальницу. В четыре руки они выписали кучу бумажек розового и голубого цветов - билет на поезд из Москвы до Краснодара, посадочный талон на автобус Краснодар - Севастополь и еще пару каких-то квитанций, наличие которых необходимо то ли для отчетности, то ли для соблюдения каких-то формальностей. С учетом поздней покупки и купе в фирменном поезде, все обошлось в сумму около 8000 рублей на человека. То есть путь, занимающий более 30 часов, обходится немного дороже, чем перелет в менее чем два часа.
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Москва - Краснодар - порт "Кавказ"
Кажется, мы были единственными обладателями "сквозных" билетов на весь поезд. Почти все ехали до конца - до Новороссийска. И лишь несколько человек, как рассказала проводница, - до Краснодара. Поезд от Москвы до Краснодара в среднем идет около 25 часов. Нам повезло - экспресс довез нас за 21 час, но приходит в Краснодар он в без четверти шесть утра.
Куда идти искать нужный автобус в незнакомом городе, мы не знали. Проводница успокоила нас: автовокзал находится прямо через дорогу от вокзала железнодорожного, и автобус, скорее всего, базируется там. Но все оказалось еще проще. Прямо на платформе около вагона стояла женщина в железнодорожной форме и громко выкрикивала наши фамилии. На груди табличка "Помощник начальника станции". "Сегодня первый день, когда действует маршрут, поэтому нас подрядили помогать пассажирам собраться в автобус", - объяснила она на бегу.
Пассажиров собралось немного - в двадцатиместный микроавтобус Mercedes сели семь человек, включая девочку-подростка и маленького ребенка. Еще один пассажир не попал на автобус. Как он объяснил сопровождающему представителю компании-перевозчика, проводник при посадке в поезд в Воронеже 30 апреля отнял у него купон на автобус и вернул деньги, заявив, что он действует только с 1 мая и, поэтому недействителен. На наших глазах он удалился к автовокзалу заново покупать билет на автобус до порта "Кавказ" и бронировать место на пароме.
"Я прикинул, что путь короче, удобнее и дешевле, чем через Украину или самолетом", - рассказывает воронежец Владимир Загородний.
Владимир Загородний. Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Дмитрий Прокопенков из Брянска объясняет свой интерес к маршруту тем, что не любит летать на самолете. К тому же дорога до Симферополя с поездкой в плацкартном вагоне ему обошлась в 2700 рублей, почти втрое дешевле, чем самолетом. "К девушке еду на праздники", - смущенно говорит он, затягиваясь сигаретой.
Дмитрий Прокопенков. Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
А вот Борис Паутов из Пскова утверждает, что не умеет пользоваться интернетом, поэтому купил то, что посоветовали в кассе. "Обратно полечу самолетом! Дешевле и быстрее!" - решил он.
Борис Паутов. Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Автобусы отправляются по мере прибытия пассажиров, предыдущий ушел двумя часами раньше, когда в него сели два первых пассажира "сквозной" линии, рассказал сопровождающий. Мы уехали на полчаса раньше времени, означенного в билете.
После четырех часов езды по хорошим дорогам Краснодарского края мимо аккуратных поселков, полей и виноградников мы уткнулись в хвост очереди из машин на паром, растянувшейся примерно километров на шесть. Водитель стал обходить очередь по встречной, но наткнулся на группу инициативных граждан, перегородивших дорогу и препятствовавших движению желающих влезть вне очереди. Демонстрация маршрутного листа - ведь наш автобус выполнял рейс только до порта, где должен был нас высадить - успокоила добровольных дружинников, и они нехотя расступились. На пути до порта мимо очереди нам пришлось еще не менее трех раз останавливаться и доказывать группам граждан, что мы не собираемся вместе с автобусом пролезть на паром. А сотрудникам ГИБДД на въезде в порт пришлось отдать техпаспорт машины в залог ее быстрого возвращения.
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Паромы не справляются.
Взойдя на паром, где, к слову, дежурный впервые услышал о "сквозном" билете и некоторое время советовался по рации, можно ли нас пропустить, стало ясно, почему очередь была такой строгой. К 10 утра 1 мая на переправу заехали машины, которые встали в очередь накануне в два часа дня. То есть, чтобы попасть из порта "Кавказ" в Крым, нужно было подождать около 20 часов.
Линию "Кавказ - Керчь" обслуживает компания "Анрос". У нее, согласно собственным данным, четыре парома, один из них - грузовой. Несмотря на то, что рейсы короткие, переезд в одно направление занимает не более получаса со швартовкой и отшвартовкой - паромы катастрофически не справляются: на каждый из них помещается примерно два десятка автомобилей. На паромах тесно - чтобы попасть внутрь, приходится обтереть собой пару пыльных машин. В очереди их стоят сотни. "А 9 мая все встанет в обратном направлении, будем ночевать в Керчи", - грустно констатировали водители, ожидавшие конца рейса в пассажирском салоне парома перед телевизором, транслировавшим Первый российский канал. Там как раз показывали новости, в которых ликующие москвичи отмечали Первомай.
В Крыму не ждут
Прием на крымской стороне резко контрастировал с тем, что мы увидели на вокзале Краснодара. Нас вообще никто не ждал, никакого автобуса не было и, похоже, не предвиделось. Представительница автоперевозчика - АНО "Транспортная дирекция" - сначала попыталась сделать вид, что ей не до нас. "Они тут стоят и хотят автобус, а я никаких указаний не получала, - сетовала она в мобильный телефон неизвестному собеседнику, одновременно комкая в карман бейдж с именем и должностью. - Они, правда, существуют, эти билеты, у них они есть, а что делать - непонятно".
Девушка, представившаяся Татьяной, позже объяснила, что про "сквозные" билеты она слышала какую-то разрозненную информацию и полагала, что их только планируют ввести. После получаса переговоров по телефону Татьяна сообщила, что водитель едет, но будет примерно минут через сорок, а то и через час.
"Был тут уже один с таким билетом перед вами, - из двери с табличкой "Дежурный" вышел немолодой мужчина в камуфляжной форме, но без знаков различия. - Так я ему сразу сказал: никаких автобусов тут нет и не будет, бери маршрутку, поезжай в Керчь до автовокзала и там покупай билет на обычный автобус". "И что он? " - спрашиваю я. "Что-что? Уехал на маршрутке куда-то", - мужчина в камуфляже ухмыльнулся.
В полдень, примерно часа через полтора часа ожидания, появился автобус. Правда, это был микроавтобус Volkswagen на шесть пассажиров, а нас было семеро, включая маленького ребенка. Ему пришлось почти всю дорогу ехать на коленях у мамы и уже через пару часов поездки его недовольство стало выражаться в том, что ребенок стал бить меня ногами.
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Мы вдвоем ехали в Севастополь, еще двоим нужно было в Симферополь, а мама с двумя детьми стремилась попасть в Ялту, в санаторий. Только в первый день "Транспортная дирекция" послала один автобус на всех, в ближайшие дни их будет несколько по разным направлениям, рассказал нам водитель Тимур. "Отпустили меня на все праздники, а вчера в 11 ночи позвонило начальство и говорит: давай, развози пассажиров из порта", - жалуется Тимур.
Сначала мы заезжаем на автовокзал в Симферополе, где выгружаем первых двух пассажиров, потом - к воротам ялтинского санатория, и, наконец - в Севастополь. Из-за этого поездка затягивается - в общей сложности, с учетом ожидания транспорта в Керчи, мы провели в дороге от Краснодара около 12 часов.
Анатолий Темкин (Москва -Крым)