Хроника катастрофы над Боденским озером
Рухнувшие на землю в радиусе 30 километров горящие обломки машин, по данным полиции, привели к значительным разрушениям, в городе Констанц найдены тела двух погибших. В районе катастрофы огнем были охвачены здание школы, фермерское хозяйство и несколько жилых домов. Однако позже со ссылкой уже на швейцарские власти сообщается лишь о том, что неподалеку от домов упали отдельные крупные фрагменты разбившихся самолетов.
Лишь через час германская полиция сообщает о первых, предварительных данных о возможном числе погибших. Говорится, что Boeing 757 был грузовым и управлялся двумя пилотами, тогда как на борту пассажирского Ту-154 летели около 80 человек.
Через несколько минут объявлено о том, что российский Ту-154 следовал рейсом из Москвы в Барселону, а Boeing 757 направлялся из Бахрейна в Брюссель. Тут же полиция Тюбингена сообщает, что в результате катастрофы погибли не менее 140 человек, что самолет незадолго до трагедии совершал промежуточную посадку в Мюнхене. О национальности пассажиров пока ничего не известно.
Около 5:00 (мск) координационный центр немецкой полиции в Штутгарте уточняет сведения о погибших: не менее 95 человек. После этого в течение трех часов никакой новой информации не появляется. В МЧС РФ сообщают, что спасательная служба приведена в состояние повышенной готовности, специалисты министерства готовы вылететь в Германию на место катастрофы пассажирского самолета Ту-154 и грузового самолета Боинг-757. Окончательное решение о вылете российских специалистов в Германию принимается на совещании с участием главы МЧС РФ Сергея Шойгу.
Компания "Башкирские авиалинии", владевшая Ту-154, открывает "горячую линию", по которой можно выяснить сведения о пассажирах (телефон в Уфе - (3472) 14-34-03, в Москве, в аэропорту Домодедово - (095) 504-0299). Кроме того, в аэропорту формируется штаб по работе с прибывающими в Домодедово родными и близкими погибших. Посольство России в Германии также устанавливает специальный телефон (8-10-49-30-224-871-33).
Из Германии поступают уточненные данные полиции, согласно которым на борту Ту-154 находились 57 пассажиров и 12 членов экипажа. Среди пассажиров было не менее 8 детей. Столкновение произошло на высоте 11 тысяч метров. По предварительной версии, столкновение произошло из-за того, что пилот Ту-154 не принял во внимание предупреждение диспетчерских служб Цюриха.
К рассвету на месте падения обломков самолетов спасателям удается обнаружить 11 тел погибших. В работах по разбору обломков задействованы сотни спасателей, с воздуха обломки самолетов и тела погибших ищут несколько вертолетов. Найдены также два "черных ящика" (бортовых самописца, фиксирующих технические параметры полета и переговоры членов экипажа между собой и с наземными диспетчерскими службами). Однако пока не ясно, какому именно авиалайнеру принадлежат найденные самописцы.
В девятом часу утра становится окончательно ясно, что всю ответственность за столкновение в воздухе власти Германии возлагают на экипаж Ту-154. Как заявляет министр транспорта земли Баден-Вюртемберг Ульрих Мюллер, российский пилот допустил "грубейшую ошибку", которая и стала причиной трагедии. Немецкий министр цитирует информацию, предоставленную швейцарскими наземными авиадиспетчерскими службами, которые отвечали за полет самолета над участком, где произошло столкновение. Согласно этой информации, швейцарский диспетчер предупредил пилота Ту-154 о том, что его самолет летит на слишком большой высоте, и неоднократно призывал его снизиться, однако не получил ответа. После этого диспетчерские службы предупредили пилота Boeing 757 о том, что российский лайнер летит на той же высоте, однако было поздно, и пилот грузового самолета не успел отреагировать. "Таким образом, очевидно, что пилот (Ту-154 – примечание РБК) допустил грубейшую ошибку, не отреагировав на предостережения с земли", - подчеркивает Ульрих Мюллер. Немецкий министр также подтверждает факт обнаружение одного из "черных ящиков" и успокаивает сограждан, заявляя, что на борту грузового самолета не было никаких опасных веществ.
Российские власти распространяют сведения о разбившемся самолете. Как сообщают в Государственной службе гражданской авиации (ГСГА), самолет Ту-154М (номерной знак RA85816) принадлежавший компании "Башкирские авиалинии", следовал из московского аэропорта Домодедово в Барселону (Испания) на высоте 10960 метров. Лайнер был выпущен 11 июля 1995 года, ремонтов не имел. В 2001 году самолет был оборудован бортовой системой предупреждения столкновения воздушных судов в воздухе и точного выдерживания эшелона полета.
Вскоре AFP передает срочное сообщение о том, что на борту российского авиалайнера находились около 50 детей и подростков из Башкирии. Позже эта информация в целом подтверждается российской стороной. По данным "Башкирских авиалиний", среди погибших - 47 детей в возрасте до 16 лет (из них 8 – дети в возрасте до 12 лет), 10 сопровождающих их взрослых лиц и 12 членов экипажа, в том числе командир Александр Гросс, второй пилот Мурад Питкулов, штурман Сергей Хаглов, бортинженер Олег Валеев, проверяющий - заместитель командира авиационной эскадрильи Олег Григорьев. Всего же, согласно полетному листу, утвержденному в аэропорту Домодедово, на борту разбившегося самолета находились 69 человек. С учетом пилотов Boeing 757 число погибших - 71 человек. Становится известно, что грузовой самолет принадлежал почтовой компании DHL. Глава отделения DHL в Брюсселе Эксел Гиетц официально заявляет о гибели командира экипажа британца Пола Филлипса и его помощника канадца Брента Кэмпиони.
Выяснением причин катастрофы занимается полномочный орган по расследованию авиационных происшествий Германии. МИД РФ сообщает, что в состав немецкой комиссии должен войти российский дипломат. В Москве также объявлено, что в расследовании намерены принять участие специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Минтранса РФ и Росавиакосмоса.
Соболезнования родным и близким погибших выразили президент и председатель правительства России. По словам Михаила Касьянова, российская сторона ждет подробного отчета о результатах расследования причин катастрофы. Для участия в работе комиссии, которая займется этим вопросом, в Германию вылетает группа российских экспертов. В составе формируемой группы - представители ГСГА и МАК.
Президент Башкирии Муртаза Рахимов объявляет в республике трехдневный траур - 2, 3 и 4 июля. В эти дни над зданиями органов государственной власти, учреждений и организаций Башкирии будут приспущены государственные флаги. Согласно информации, распространенной испанским телеканалом Ser, большинство башкирских школьников и студентов, летевших на борту Ту-154, являлись ближайшими родственниками высокопоставленных государственных лиц республики. Дети и подростки в сопровождении нескольких взрослых направлялись на курорт Ла-Пинеда близ Таррагоны (Каталония), где должны были провести две недели в четырехзвездочном отеле Estival Park - одном их самых известных туристических центров на каталонском побережье Коста-Дорада. Первоначально они должны были улететь 29 июня, однако перепутали аэропорт и опоздали на самолет. По другим данным, эта поездка спонсировалась организацией ЮНЕСКО и была организована в качестве награды детям за хорошую учебу. Правительство Каталонии выражает соболезнования в связи с крушением российского самолета, официальное послание от имени министра транспорта Хавьера Сивита направлено в консульство РФ в Барселоне.
Почти одновременно публикуется информация о пилотах разбившихся лайнеров, которая должна подтвердить профессионализм летчиков. Как заявляет источник в Минтрансе, пилот первого класса Александр Гросс, пилотировавший самолет Ту-154 "Башкирских авиалиний", был допущен к международным полетам с 1991 года, его налет на международных рейсах составляет около 4 тысяч часов, из них 1,6 тысяч часов –в качестве командира корабля. Очередной экзамен по английскому языку пилот сдал зимой прошлого года. По данным Минтранса, Ту-154 был выпущен в 1995 году, самолет оборудован всей необходимой аппаратурой согласно международным стандартам.
Представитель DHL, которой принадлежал Boeing 757, также заявляет, что их пилоты были профессионалами высокого класса. 47-летний командир экипажа Пол Филлипс работал в DHL с апреля 1989 году, имея на момент катастрофы уже около 10 тысяч часов налета. Второй пилот - 34-летний канадец Брент Кэмпиони - пришел в DHL в декабре 1999 года, его налет превышает 5 тысяч часов. Представитель DHL сообщил также, что Boeing 757 1990 года сборки был приобретен у авиакомпании British Airways в 1999 году. До этого "Британские авиалинии" использовали его в качестве пассажирского лайнера. Самолет был оборудован специальной системой по предотвращению столкновений в воздухе, регулярно проходил техосмотр.
Тем временем, представитель диспетчерской службы Skyguide Тони Мааг в интервью швейцарскому телевидению выступает с очередными обвинениями в адрес российских пилотов. По его словам, швейцарские диспетчеры приняли на себя контроль над обоими самолетами в 23:30 по местному времени (1:30 по московскому времени), то есть за 13 минут до катастрофы. Сразу после этого, по словам Тони Маага, Ту-154 был передан приказ снизить высоту, однако пилот не последовал этой инструкции немедленно. Затем команда якобы была повторена еще два или три раза, и только после этого российский лайнер начал выполнять маневр. Однако в это же время предупреждение об опасности столкновения получил Boeing 757, который сразу начал снижение.
Днем руководитель Государственной службы гражданской авиации Александр Нерадько в ходе пресс-конференции объявляет о том, что причиной столкновения двух лайнеров в небе над Германией мог быть человеческий фактор, который "складывается не только из действий экипажа самолета, но и из действий наземных технических служб и диспетчеров". Уточняется, что расследованием причин катастрофы займется совместная российско-германская комиссия. Она призвана определить степень подготовленности экипажа и наземных служб.
Как подчеркнул Александр Нерадько, экипаж был достаточно опытным - каждый член экипажа имел большое число часов налета - от 5 до 12 тысяч часов. В частности, командир экипажа корабля имел 12 тысяч часов налета (ранее, напомним, в Минтрансе заявляли о 4 тысячах часов налета командира экипажа, но речь шла лишь о международных полетах). Глава ГСГА сообщает также, что если родственники погибших изъявят желание прибыть на место катастрофы, то им будет оказано содействие. В 14:00 из Уфы в Германию вылетел самолет "Башкирских авиалиний" с экспертами для расследования причин катастрофы.
Тем временем швейцарские диспетчеры уже начали корректировать свою позицию. Как сообщил представитель диспетчерской службы Skyguide Патрик Херр на пресс-конференции в Цюрихе, главной причиной столкновения послужило сочетание ряда неблагоприятных факторов. Среди "неблагоприятных факторов" названы слишком медленная реакция пилота Ту-154 и недостаточная точность систем предотвращения столкновений у Boeing 757.
Вновь упомянуто, что, поскольку оба самолета изначально летели на одной высоте - 11 тысяч метров, российскому лайнеру была дана команда сбросить высоту, однако он выполнил указание только после третьего предупреждения. К этому времени автоматические системы предотвращения столкновений, которыми был оснащен Boeing 757, уже успели подать сигнал тревоги британскому летчику, находившемуся за штурвалом грузового лайнера, и тот начал снижаться. В результате самолеты сбросили высоту одновременно и столкнулись на высоте 10 тысяч 590 метров. Данная версия была подтверждена представителями компании DHL, которой принадлежал грузовой самолет. Однако ранее сообщалось, что снижаться пилот Boeing 757 начал после сигнала от наземной диспетчерской службы.
Тем временем в компании DHL Internasional отрицают наличие неполадок технического оборудования или проблем с управлением Boeing 757. В пресс-службе российского представительства DHL отмечают, что эксперты компании проводят собственное расследование причин катастрофы.
Еще одна версия причины столкновения - недавний пересмотр стандарта минимально допустимого расстояния между самолетами, летающими на больших высотах. Ранее это расстояние равнялось приблизительно 610 метрам, а с 24 января нынешнего года было сокращено в два раза - до 305 метров. Подобные изменения стали возможными после появления более точных альтиметров, которые позволяют самолетам летать на более близком друг от друга расстоянии без угрозы столкновения. По мнению экспертов организации Eurocontrol, обеспечивающей техническую поддержку полетов над территорией Европы, изменения стандартов были необходимы в свете общего увеличения числа самолетов в воздушном пространстве Евросоюза. Новые же правила позволили разгрузить поток авиалайнеров и сэкономить тем самым около 4 млн евро. "Введение новых правил не могло стать причиной аварии, - сказал сегодня представитель Европейской комиссии Жиль Гантле. - Проблема заключалась в том, что российский самолет находился не там, где ему следовало находиться, и единственным способом исправить такую ситуацию было просить его сменить курс".
К вечеру вторника стало известно, что швейцарские диспетчеры вновь "уточнили" свои показания о трагических событиях, произошедших в ночь на 2 июля. Представители службы Skyguide признали, что диспетчер направил экипажу российского самолета команду на снижение менее чем за минуту до столкновения. Это сенсационное признание последовало после того, как германские власти заявили, что предупреждения последовали лишь за 50 секунд до столкновения, а экипаж Ту-154 отреагировал на второе из них, а вовсе не спустя "еще два или три" предупреждения, как говорили поначалу в Skyguide. Швейцарская диспетчерская служба была вынуждена согласиться с утверждением немецких властей.
Компания "Башкирские авиалинии" передала РБК список пассажиров, находившихся на борту Ту-154 (рейс №2937):