Власти выделят на льготное автокредитование еще ₽1,2 млрд до конца года
Правительство увеличило скидку на покупку российских электромобилей в рамках программы льготного автокредитования с 25 до 35% и расширило число категорий граждан, которые могут участвовать в этой программе. Соответствующее постановление подписал премьер Михаил Мишустин, сообщила пресс-служба правительства.
С ноября оформить льготный автокредит смогут граждане с инвалидностью. Ранее программа распространялась на учителей, медицинских работников, участников СВО и членов их семей, а также на приобретающих свой первый автомобиль, заемщиков с детьми и одновременно сдающих старый автомобиль в trade-in.
«Кроме того, в ближайшее время программа будет дофинансирована на 1,2 млрд рублей на 2023 год», уточнили РБК в пресс-службе Минпромторга.
Всего на этот год на нее выделяли 5,1 млрд рублей.
Что такое льготный автокредит
В программе льготного автокредитования участвуют автомобили производства АвтоВАЗ, УАЗ, ГАЗ, Haval (произведенные на заводе в Тульской области) стоимостью до 2 млн рублей, а также электромобили Evolute и «Москвич 3е». Базовая скидка на автомобиль в рамках программы составляет 20%, для жителей Дальнего Востока — 25%. На электромобили теперь она будет составлять 35%, но не более 925 тыс. рублей (ранее 25%, но не более 625 тыс. рублей).
Программы льготных автокредитов «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» были запущены в 2019 году. На тот момент они предусматривали скидку от 10 до 25% на первый взнос при покупке новой машины в кредит. Акция распространялась на тех, кто покупает автомобиль впервые, а также на лиц с несовершеннолетними детьми и на медработников, а автомобиль должен быть российского производства и стоимостью не более 1,5 млн руб. В 2022 году программу расширили на пенсионеров, военнослужащих и работников правоохранительных органов.
Почти весь выделенный лимит на скидки на этот год был выбран в начале года. Об этом в феврале говорил президент АвтоВАЗа Максим Соколов, выступая в Совфеде: «Эти средства с начала февраля месяца уже оказались израсходованы. Там правда 1,5 млрд руб. из этих 5 млрд руб. было заблокировано — под программу электромобилей. Хотя электромобилей, если мне не изменяет память, в январе месяце было продано менее 20 штук на всю Россию».
В конце марта Минпромторг сообщил о возобновлении программы. Как писали тогда «Известия», решено было перераспределить часть сохранившейся квоты в 1,5 млрд руб. на субсидирование продаж машин с ДВС. В банке «Открытие» тогда сообщали, что речь идет о 600 млн руб., а остальные 900 млн руб. были зарезервированы под кредиты на электрокары.
Как сообщил во вторник, 2 ноября, премьер-министр Михаил Мишустин, в ближайшие три года на льготные автокредиты государство выделит порядка 30 млрд рублей. При этом в проекте бюджета на 2024 и плановый период 2025-2026 годы на нее заложено 50 млрд рублей: в 2024 году — 12,3 млрд, в 2025-ом — 18 млрд руб., в 2026-ом — 19,7 млрд руб.
Кроме того, со следующего года вновь поменяется принцип выбора автомобилей, которые можно приобрести со скидкой. Сейчас в программе участвуют производители, у которых подписаны специнсвестконтракты (СПИК) с Минпромторгом. С января 2024 года будет введено требование по локализации автомобиля — он должен будет набирать 1600 так называемых локализационных баллов (с 2025 года — 2 тыс. баллов, с 2026 года — 2,5 тыс. баллов), следует из подписанного постановления. Балльная система оценки уровня локализации начала работать в России в 2019 году: они начисляют за локализацию производителем сборочных операций, использование российских комплектующих и сырья.
Под эти требования подпадают практически все модели Lada, Haval Jolion и почти все модели УАЗа, отмечает Максим Кадаков, автоэксперт, главный редактор журнала «За рулем». «Вообще, Haval потенциально подходят все — и Jolion, и F7 и F7x, — потому что у них приличная степень локализации. Но в 2 млн руб. укладывается только Jolion тульской сборки». Из коммерческого транспорта подходят «Соболи» и «Газель next» в простой комплектации.
«То есть выбор не велик. Сейчас в этом списке даже нет «Москвича» (только электрический)», — признает эксперт.
Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев отмечает, что основной бенефициар программы — это АвтоВАЗ. «Какие-то модели УАЗа, может быть еще. У калининградского «Автотора» есть относительно дешевые Kaiyi, но они не входят в программу».
При этом большой эффективности для промышленности от льготных кредитов не будет, размышляет Бургазлиев. «Как только поднимают утильсбор, дорожает импорт, спрос переориентируется на б/у или на отечественные авто. У автопроизводителей появляется большой соблазн в очередной раз попросить поддержки у государства и заодно повысить цены. Вот, сегодня АвтоВАЗ поднял цены на 6-6,5%. Самое большое подорожание по сравнению с другими марками. Получается замкнутый круг. Плюс к этому ЦБ повысил ставку, значит коммерческие банковские ставки тоже сейчас пойдут вверх, сами кредиты подорожают», заключил эксперт.
Максим Кадаков согласен с тем, что реальная выгода от программы меньше, чем «привлекательные 20%». Кроме того, было много споров, нужно ли в принципе поддерживать продажи электромобилей, учитывая что они не глубоко локализованы, вспоминает эксперт. Он считает, что поддержку надо переформатировать. «Выделяя деньги, мы разгоняем банки, страховые и в общем-то цены на автомобили. Я бы на месте правительства пересмотрел программу в корне и ввел бы налоговый вычет от покупки авто, по аналогии с вычетами при затратах на медицину, покупку недвижимости и тд. То есть покупателю просто вернут ту же сумму скидки вычетом из налоговой базы и при тех же вливаниях в рынок люди купят больше автомобилей», заключил он.