Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Национальные проекты⁠,
0

Какой бизнес чаще развивают женщины

Малый и средний бизнес
Число предпринимательниц в стране растет. Развивать свое дело им помогает в том числе программа «Мама-предприниматель» по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство». Чаще всего женщины развивают социальный бизнес
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Более 6 млн женщин, или 44% от общего числа предпринимателей и самозанятых в России, ведут свой бизнес, по оценкам Минэкономразвития РФ.

За последние три года доля женщин в бизнесе в целом увеличилась на девять процентных пунктов, следует из результатов исследования аналитического проекта Tinkoff Data. Особенно заметно растет число женщин в онлайн-бизнесе: доля владеющих интернет-магазинами увеличилась с 45 до 52%, женщин-сейлеров на маркетплейсах — с 40 до 54%. Самый «женский» маркетплейс — Wildberries: доля женщин среди продавцов на этой площадке составляет 58%. Правда, у мужчин за последний год темпы роста оборотов бизнеса (25%) и продаж на маркетплейсах выше (84%). Бизнес у женщин увеличился на 17 и 61% соответственно.

Впрочем, опыт самой основательницы маркетплейса Татьяны Ким (Бакальчук), в частности, показывает, что женщины способны начать бизнес в декрете, совмещать его с материнством и развивать в очень крупные компании.

У женского предпринимательства огромный потенциал, который важен для развития российской экономики, отмечает заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова. Государство, по ее словам, ставит перед собой цель — вовлечь как можно больше женщин в предпринимательскую деятельность, помочь им в преодолении главных барьеров на старте, в том числе отсутствия знаний, стартового капитала и моральной поддержки. На это, в частности, направлена федеральная программа «Мама-предприниматель» по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство», которая помогает женщинам с детьми или находящимся в декрете сделать первые шаги в бизнесе.

Из декрета в бизнес

Несмотря на снижение в целом гендерных стереотипов на рынке труда, часть работодателей по-прежнему относится предвзято к социальному статусу женщин, отмечают аналитики сервиса SuperJob. Негласные предпочтения к социальному статусу соискательниц, например наличию семьи и детей, имеют 19% компаний, участвовавших в опросе сервиса в этом году. В 2023 году таких было 22%, в 2010-м — 39%.

Кроме того, 24% работодателей считают, что из декрета лучше выходить через полтора года, еще 17% советуют сократить отпуск по уходу за ребенком до года, следует из данных сервиса. Тогда как большинство женщин (56%) предпочитают отпуск по уходу за ребенком до трех лет.

Поэтому женщины часто уязвимы в период материнства с точки зрения возможности продолжения карьеры, отмечают эксперты. Многие вынуждены менять работу после выхода из декрета, переходить на фриланс или открывать собственное дело.

При этом, по оценкам hh.ru, именно в декрете женщины учатся более эффективно планировать время и осваивают режим многозадачности, а также открывают для себя потенциал для обучения новым навыкам и повышению продуктивности.

В 2023 году 64% женщин в декрете проходили различные образовательные курсы и программы, чтобы сменить профессию после выхода на работу, следует из результатов исследования hh.ru и центра «Сберуниверситет». 53% опрошенных женщин проходили обучение, чтобы подрабатывать во время декрета, а 35% — чтобы оставаться в курсе происходящих изменений в своей профессии.

Господдержка женщин-предпринимателей

Фото: пресс-служба

Именно образовательная составляющая наряду с финансовой поддержкой выступают сильной стороной программы «Мама-предприниматель», считает Татьяна Илюшникова. Даже не став победительницами региональных этапов, участницы проекта успешно запускают свои бизнес-проекты. Так, по итогам 2023 года выпускницы программы запустили 8149 проектов, то есть 74% участниц программа помогла успешно стартовать в бизнесе.

Напомним, что принять участие в программе могут как начинающие предпринимательницы, у которых есть только бизнес-идея, так и действующие женские бизнесы не старше одного года. Программа проходит в формате пятидневного обучения: участницы изучают основы предпринимательства, анализируют рынок, ищут способы привлечения инвестирования, составляют финансовую и маркетинговую стратегию. Образовательная программа также подразумевает общение с действующими предпринимателями региона и посещение местных успешных компаний.

На основе полученных знаний предпринимательницы дорабатывают бизнес-идею и презентуют ее перед экспертным жюри. После оценки рентабельности представленных бизнес-моделей, экономической обоснованности, оригинальности идеи и ее востребованности на рынке лучший проект получает грант в размере 100 тыс. руб. и другую поддержку.

Кроме региональных этапов программы предпринимательницы могут принять участие в дополнительных треках: «Мама-экспортер», «Мама в туризме», «Мама на селе», в онлайн-программе «Мамы. Дети. Бизнес».

В прошлом году программа была расширена федеральным этапом, он прошел в конце 2024 года. Для участниц это еще одна возможность «прокачать» свои предпринимательские навыки, а также получить дополнительную финансовую поддержку проекта, отмечают в Минэкономразвития РФ.

По словам Татьяны Илюшниковой, программа приобретает все большую популярность и значение для вовлечения женщин в предпринимательскую деятельность. В 2024 году в ней приняли участие более 4 тыс. женщин в 70 регионах страны. Соорганизаторами выступают фонд «Наше будущее» и Корпорация МСП, генеральным партнером — Wildberries, банк-партнер — «Сбер». Поддержку проекту также оказывают «Союз женщин России», компания VK и платформа iDialogue.

Социальный вклад женского бизнеса

Мамы-предприниматели приходят на программу с разными проектами, но большинство из них имеют социальную направленность, отмечают в Минэкономразвития.

«Женщины в бизнесе, как правило, стремятся не только повысить доход своей семьи, но и принести пользу обществу», — говорит Татьяна Илюшникова. Многие проекты участниц программы «Мама-предприниматель», по ее словам, связаны с бизнесом в области здоровья, воспитания детей, культуры.

Например, в Чувашской Республике в 2023 году победительницей программы стала Ульяна Филиппова с проектом творческого центра для детей и взрослых «Сенсорика». В начале года мама двоих детей пришла на программу с бизнес-идеей, а в конце — открыла собственную мастерскую и провела первые мероприятия. В ближайших планах предпринимательницы — создание в центре зоны релакса, запуск клуба «50+», открытие филиалов в других районах города.

В Новосибирской области победителем регионального этапа стал проект выездных образовательных квестов для детей «Детский атлас» Анастасии Зайцевой. По замыслу автора, квесты легко реализуются в условиях стандартного школьного кабинета и являются дополнением к общеобразовательной программе для 1–5-х классов. Интерактив проходит в игровом формате и включает исторические, географические и другие факты о России. Проект был запущен весной 2024 года: к настоящему времени проведено восемь квестов для 187 детей в школах Новосибирска, Академгородка и села Пашино.

«Я заметила, что родительский комитет класса моего ребенка часто сталкивается со сложностями в организации детского досуга. Отсюда и родилась идея создавать интерактивные квесты, которые несут не только развлекательную, но и образовательную функцию», — рассказывает Анастасия Зайцева. Компания приезжает в школы со своими оборудованием и ведущими, каждый интерактив подстраивает под учебную программу. На квестах, например, рассказывают об истории России. «Таким образом, мы снимаем организационные вопросы с родителей и педагогов и вносим свой вклад в патриотическое воспитание», — отмечает победительница проекта из Новосибирской области.

Алена Гарматина из Краснодарского края в рамках программы «Мама-предприниматель» получила грант на реализацию детского книжного пространства «Бабушка-ракета». Оно расположено в восстановленном особняке XIX века в Краснодаре. Сюда приглашают детей на спектакли, литературные чтения и творческие мастер-классы. Основная миссия и цель проекта семьи Гарматиных — приучить детей к чтению. «У нас не стандартный книжный магазин, а творческое пространство с книгами, мероприятиями для детей и кафетерием», — говорит Алена Гарматина.

В Псковской области победительницей стала инструктор коррекционной гимнастики для детей Елена Зарываева. Предпринимательница развивает физкультурно-оздоровительный кабинет «Осанка. Дети», где помогает ребятам исправить проблемы со здоровьем. «Мама-предприниматель» помогла увидеть, как нужно дальше выстраивать процессы, чтобы бизнес развивался и приносил доход», — делится Елена Зарываева. На средства гранта она планирует приобрести инвентарь и запустить групповые занятия. В будущем предпринимательница планирует открыть свой Центр здорового движения.

70% руководителей социальных компаний — женщины, отмечает директор фонда «Наше будущее» Наталия Зверева: «Программа стала дополнительной точкой роста для социального бизнеса. В том числе поэтому мы оказываем поддержку в ее реализации и являемся грантодателем».

Теги

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 20 декабря
EUR ЦБ: 94,51 (+0,26)
Инвестиции, 19 дек, 17:50
Курс доллара на 20 декабря
USD ЦБ: 80,72 (+0,69)
Инвестиции, 19 дек, 17:50
Как устроен полный цикл производства шин РБК и Ikon Tyres, 19:20
81-летнего Мустафу переизбрали главой Международной федерации гандбола Спорт, 19:13
В «файлах Эпштейна» нашелся текст русской колыбельной «Баю-баюшки-баю» Политика, 19:01
Начните с малого: подборка акций до 1000₽ #всенабиржу!, 19:00
Фигурист Гуменник впервые выиграл чемпионат России Спорт, 18:47
Кремль назвал задачи Дмитриева на переговорах в США Политика, 18:41
Как заправляться на 6 тысячах АЗС по одной карте РБК и Teboil PRO, 18:25
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать РБК и ПИК, 18:12
США захватили панамский танкер у берегов Венесуэлы Политика, 18:08
«Динамо» повторило антирекорд КХЛ и обыграло ЦСКА Спорт, 18:03
Умерла автор первого перевода Толкина на русский язык Наталия Рахманова Общество, 17:58
«Украинская правда» нашла Миндича в Израиле Политика, 17:49
В Думе сообщили о разработке проекта, меняющего лимит на подарки учителям Общество, 17:45
Как экзосомальная терапия восстанавливает и омолаживает кожу РБК и КИТ МЕД, 17:42