Путин связал нарушения норм безопасности в шахтах с зарплатами горняков
Действующая структура оплаты труда шахтеров заставляет их пренебрегать требованиями безопасности, заявил на совещании в связи с аварией на шахте «Листвяжная» президент Владимир Путин.
По его словам, хотя для шахтеров и введена условно постоянная составляющая зарплаты не менее 70%, в действительности она «включает в себя в том числе оплату по сдельным расценкам, в том числе сдельный приработок».
«Это позволяет фактически привязать оплату труда шахтеров к количеству добытого сырья. Кроме того, условно постоянная часть включает доплаты к тарифным ставкам, месячным оплатам за работу во вредных условиях, что в совокупности создает для шахтеров экономические стимулы пренебрегать требованиями безопасности. И обвинять их в этом нельзя — людям семьи кормить нужно», — сказал Путин.
Нужно создать условия, чтобы шахтерам «не приходилось рисковать», продолжил президент.
В частности, президент предложил:
-
уточнить состав условно постоянной составляющей в структуре платы за труд шахтеров, исключив из них выплаты, зависящие от выработки;
-
ужесточить ответственность за нарушения правил безопасности и повысить роль шахтерских профсоюзов;
-
обсудить вопросы финансовой ответственности собственников шахт и независимого аудита недропользования;
-
разработать механизм создания ликвидационных фондов шахт и разрезов для закрытия особо опасных производств;
-
обеспечить уровень зарплаты инспекторам Ростехнадзора не ниже среднего денежного содержания администрации шахт.
Авария на шахте «Листвяжная» произошла 25 ноября. Погибли 46 горняков и пять спасателей. В Ростехнадзоре в качестве основной версии случившегося рассматривают выброс метана.
Горняки и машинисты дизелевозов рассказали РБК, что на шахте неоднократно приходилось работать при опасном уровне газа. В случае возражений начальство якобы предлагало идти шахтерам домой, и они вынуждены были оставаться, поскольку «работать больше негде».
Один из горняков рассказал РБК, что зарплата у них не фиксированная, а привязанная к объему добычи. «В среднем у шахтера зарплата 72–75 тыс. руб. до вычета налогов. Но у нас еще есть такое понятие — коэффициент трудового участия, КТУ. Обычно, если человек добросовестно работает, у него должен быть КТУ = 1. Но бывало, что кто-то не нравился начальнику и тот писал не 1, а 0,9, и шахтер получал на 8–10 тыс. руб. меньше», — отметил он.
На нарушения на «Листвяжной» в беседе с РБК пожаловался и бывший горнорабочий очистного забоя на добычном участке № 4 Денис Тимохин. По его словам, это тот участок, на котором произошла авария.
«Я работал на шахте «Листвяжная» с 2017 по 2021 год. Там уже давно были нарушения. Как началась 823-я лава, метана сразу много стало. Началось от 2%. Но людей заставляли работать. Не хочешь — увольняйся. А у людей ипотеки, кредиты, дети. Знакомый говорил, что сейчас было уже 6% метана», — рассказал мужчина.
По его словам, начальник участка предупреждал, что уровень метана слишком большой и «ехать нельзя», но руководству «нужна была добыча угля». «Нет угля — нет зарплаты», — говорит Тимохин.