В Москве не хватает земли под отели
Так, гостиничный магнат Дональд Трамп, которого не устроили условия российской стороны 4 года назад (Tramp Organisation вела переговоры по реконструкции гостиниц "Москва" и "Россия"), все же передумал и вернулся. На ежегодном саммите Института А.Смита в России сын миллиардера выступил с заявлением о девелоперских проектах в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.
"Конечно, я заинтересован в том, чтобы выйти на российский рынок, – говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Недвижимость" другой гостиничный магнат, сэр Рокко Форте. – Наши отели расположены в самых важных европейских городах, и российская столица определенно стратегический центр".
"В Москве, Питере и Сочи сосредоточены самые крупные финансы и самые крупные управленческие силы. Потому и гостиничный бизнес в этих городах более или менее развивается", - объясняют в Hotel Consulting and Development Group.
При этом на стратегическом уровне у гостиничных инвесторов в РФ возникает дилемма, какому варианту развития пятизвездочного бизнеса отдать предпочтение: европейскому (с индивидуальным характером каждой гостиницы) или американскому (на базе стандартных брендированных отелей).
Если в США брендированы порядка 80% отелей, в ЕС не более 35%. "Думаю, изменения в гостиничном секторе грядут. Если это конкурентный рынок, люди сделают выбор в пользу бренда, – уверяет председатель правления и президент Rezidor Hotel Group Курт Риттер. – Это одно из самых главных изменений на рынке – усиление роли бренда. Больше нет отелей "Москва" или "Нью-Йорк", теперь все больше отелей Hilton, Marriott и т.д."
Между тем тот же сэр Форте предпочитает говорить о коллекции своих гостиниц. "Они все очень разные и отражают стиль каждого города и национальный колорит страны, в которой находятся, – объясняет эксперт. – Именно поэтому я сохраняю аутентичные названия, как, например, "Астория" в Санкт-Петербурге. Я бы не хотел, чтобы этот отель назывался "Рокко Форте".
Впрочем, главная проблема в Москве – выбор места для отелей. В других городах Европы этот вопрос стоит менее остро, – подчеркивает Р.Форте. Если стоимость земли выходит за 15% совокупных инвестиций, гостиничный проект становится неинтересен, – подсчитали в Hotel Consulting and Development Group.
Добавим, по данным TRI Hospitality Consulting, московские гостиницы опережают гостиницы всех крупных европейских городов по ставкам доходности. Несмотря на более низкую, чем в других городах, загруженность, чистая прибыль с одного номера в Москве в 2007г. составила 140 евро (для сравнения в Вене этот показатель равен 55 евро).
При этом столь высокая доходность достигается ценой постоянного сокращения въездного турпотока. По данным Ассоциации туроператоров России, число туристических визитов в Россию в 2007г. сократилось на 5-7% по сравнению с 2006г.
По мнению экспертов, отельеры перегибают палку. Делая ставку на бизнес-туристов, они теряют всех остальных. "Мы уже видим, что гостиницы не достигают определенного предела загрузки, – объясняла ранее в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" директор по продажам и маркетингу отеля "Хилтон Москоу Ленинградская" Любовь Апреликова. – Если сравнивать с ведущими городами мира, мы далеко не на первом месте по загруженности. В 2007г. по гостиничным цепочкам среднего уровня загрузка составила 67%, в то время как в Лондоне – более 80%".
Не нужно говорить о среднем уровне, могут возразить другие аналитики. По данным Discovery research group, в Москве всего около 100 гостиниц уровня "5 звезд", когда в Нью-Йорке – около 2 тысяч, в Лондоне – 1,5 и в Париже более 1 тысячи. Такие гостиницы на загруженность не жалуются. Между тем Москва буквально закрылась для туристов из России.
"Лет 5-6 назад 70% детей приезжали из регионов в Москву на 4-7 дней, – приводит пример зам гендиректора компании "Солвекс Трэвэл" Людмила Сысойкина. – Сегодня даже однодневный тур обходится не менее чем в 100 долларов!"