Бизнесмена из «списка Титова» отпустили под подписку после письма Путину
Бывшему гендиректору компании «Трансфин-М» Дмитрию Зотову, задержанному и арестованному после возвращения из-за границы, изменили меру пресечения. Как сообщает пресс-служба МВД, вместо ареста следователь выбрал для него подписку о невыезде.
«Данное решение принято с учетом гарантий уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также позиции органов прокуратуры», — сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.
Адвокат Зотова Дмитрий Григориади подтвердил РБК, что его доверитель был освобожден.
Зотов входит в так называемый лондонский список бизнес-омбудсмена Бориса Титова — это список бизнесменов, уехавших за рубеж от уголовного преследования и желающих вернуться в Россию под гарантию разбирательства без ареста по приезде. Зотов прилетел в Москву из Риги 10 июня и был задержан сотрудниками МВД; на следующий день суд арестовал его по делу о мошенничестве.
Титов написал об этом деле письмо президенту Владимиру Путину, после чего глава государства поручил генпрокурору Игорю Краснову разобраться в ситуации. Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что такое поручение действительно было. «Мы традиционно переписку не комментируем, я лишь могу сказать, что Титов, как омбудсмен, действительно проводит достаточно большую и последовательную работу, направленную на возвращение в Россию тех лиц, которые были вынуждены уехать и находятся за границей... Действительно, он [Зотов] сейчас арестован, и, действительно, есть поручение президента разобраться с этой ситуацией», — сказал он.
Титов в комментарии РБК поблагодарил президента и генпрокурора. «Я благодарен президенту за то, что он дал поручение заниматься этой историей, но благодарен и генпрокурору Краснову за то, что он так быстро во всем разобрался, всего за несколько дней. Сейчас справедливость восстановлена», — заявил Титов. «Сейчас новые ребята, которые хотят вернуться, — а у нас таких три человека — они совершенно нормально будут к этому относиться. Конечно, когда Зотова арестовали, на них это не могло не сказаться. Они были в шоке от того, что произошло. Но сейчас все нормализовалось, и эти риски для них ни в голове, ни по факту не существуют», — пояснил омбудсмен.
Он также заявил, что, по его мнению, Зотов невиновен. «Мы договаривались по той схеме, по которой мы обычно договаривались с властью, что человек возвращается и ему гарантируют, что он не будет арестован, и он спокойно может участвовать в следственных действиях, защищая свою невиновность. Зотов всех информировал, что он приезжает. И вдруг такая история. Я думаю, что сейчас головы полетят за то, что они устроили такую катавасию», — добавил Титов.
Сам Зотов после освобождения отметил, что «шел на этот шаг сознательно» и понимал, что ему «нужно пройти необходимые следственные действия». «И я очень рад, что хоть и с небольшой задержкой, но тем не менее справедливость восторжествовала. И в дальнейшем я надеюсь доказать свою невиновность, доказать, что это дело просто не стоит выеденного яйца», — сказал он.
«Лондонский список» Бориса Титова — это список бизнесменов, которые скрывались от российского правосудия в Лондоне и хотели бы вернуться под гарантии разбирательства без ареста по приезде. Он был сформирован в феврале 2018 года, незадолго до выборов президента, в которых Титов принимал участие в качестве кандидата. Список был составлен по итогам встречи Титова с бизнесменами в Лондоне, где присутствовали в том числе экс-совладелец банка «Траст» Илья Юров, экс-совладелец торговой сети Billa Георгий Трефилов, предприниматель Владимир Ашурков, бывший управделами ЮКОС-ЭП Рамиль Бурганов и бывший владелец «Евросети» Евгений Чичваркин.
Сейчас в списке более 50 человек, около полутора десятков из них уже вернулись в Россию. Первым вернувшимся был Анатолий Каковкин, через несколько месяцев его преследование было возобновлено. Суд приговорил его к трем годам колонии по делу о присвоении кредита 10 млн руб., впоследствии срок Каковкину заменили на условный. Также следователи возобновили дело бывшего вице-президента «Роснефти» Анатолия Локтионова после возвращения его в Россию.