Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

«Артек» никогда не будет окупаться»

Фото: Сергей Искрицкий для РБК
Фото: Сергей Искрицкий для РБК

Теперь 95% детей, отдыхающих в «Артеке», — граждане России, поездка достается «за достижения» и оплачивается из бюджета; только 5% путевок продается, рассказал РБК гендиректор лагеря Алексей Каспржак. По его словам, на туристический рынок «Артек» не ориентируется, это «общественный институт».

«Бренд будет присутствовать на всей территории страны»

— Вы стали директором лагеря год назад. В каком состоянии вам достался «Артек»?

— Все предыдущие годы хозяйство велось таким образом, что мы фактически получили абсолютно неоформленное, юридически незащищенное и не очень организованное предприятие, у которого с 1996 года даже не было никаких прав на землю. Документы на имущество лагеря до сих пор находятся в абсолютно нелегитимном поле, нужно ходить и смотреть, существует ли каждое конкретное здание в реальности или нет. Например, на бумаге есть некоторое количество зданий, которые вроде бы были построены, а по факту там даже котлован рыть не начали. В этом смысле ситуация была очень непрозрачной, и все ей пользовались для решения каких-то своих странных задач, не относящихся к основной деятельности «Артека». По увеличению доли объектов, которые работали не на основную деятельность лагеря, по появлению гостиниц было понятно, что генеральной линии у партии нет, и каким будет развитие «Артека», никто себе не представлял.

— А после того, как «Артек» был передан в собственность Минобрнауки, эта генеральная линия появилась?

— Ну конечно! Появилось четкое понимание, что «Артек» работает для детей, что это образовательный центр, который будет развиваться и увеличивать свою пропускную способность. С набережной уехали пивные палатки, в сам лагерь начали вкладывать деньги.

— Вот как раз про финансы хотелось бы поговорить: за 2015–2020 годы на развитие «Артека» из государственного бюджета будет выделено более 23 млрд руб. Сколько денег уже вложили на данный момент и на что они были потрачены?

— В прошлом году правительство выделило транш в размере 1,2 млрд руб. Эти деньги пошли на обеспечение функционирования лагеря: зарплаты, эксплуатацию, ремонтные работы — на их начало мы потратили порядка 600 млн. Кроме того, мы тратили эти деньги на приобретение компьютерной и прочей техники, автобусов. В этом году текущий лимит финансовых средств составляет 3,5 млрд — на капитальный ремонт и реконструкцию лагеря. Есть еще средства, предназначенные на обеспечение деятельности лагеря. Они в основном законтрактованы, но еще не использованы.

— В апреле компания Bosco Михаила Куснировича выиграла тендер на поставку формы в «Артек» на сумму 142 млн руб. Контракт тоже входит в эту программу?

— Да, это средства программы развития. В рамках этого контракта мы получили подрядчика, который известен в России, имеет свою розничную сеть. Мы сейчас оформляем права на совместный логотип, который разработали вместе с Bosco. Мы предполагаем, что форма будет продаваться за пределами «Артека» и, таким образом, станет рекламой о нас. Кроме того, мы будем проводить конкурсы на право использования нашей символики, нашего товарного знака, то есть с каждой проданной вещи мы будем получать роялти.

— Как вы будете определять размер этого роялти?

— Будут проходить конкурсы, аукционы, и одним из факторов, который будет учитываться при определении победителя, станет цена: кто больше даст, с тем мы и заключим контракт. Надо понимать, что это касается не только формы, но и других направлений. Есть компании из других сегментов, которые заинтересованы в использовании нашего логотипа. Например, у «Объединенных кондитеров» уже есть шоколадки «Артек», и сейчас мы ведем с ними переговоры по расширению линейки продукции. Нам кажется, что бренд «Артек» может сам зарабатывать, и в этом мы видим одну из перспектив с точки зрения получения дополнительных доходов, которые позволили бы нам хотя бы в какой-то части развиваться самостоятельно.

— Какие конкурсы могут быть проведены в ближайшее время?

— В первую очередь это все, что входит в понятие «одежда»: там есть разные категории, и по каждой из них будет проведен тендер. Я думаю, к осени мы это реализуем. Заниматься этим хотят известные компании, но в первую очередь в этом, конечно, заинтересована Bosco. Кроме того, в этом году высока вероятность проведения тендеров на использование нашего логотипа в шоколадной и молочной продукции.

— Уже есть претенденты?

— Есть, это все крупные игроки, но назвать их я пока не могу. Но могу точно сказать: внимание к «Артеку» есть, есть желание оказывать поддержку, причем не только со стороны бизнеса, но и со стороны чиновников. Не надо сбрасывать со счетов, что за 90 лет в «Артеке» побывали 1,5 млн человек, поэтому любая инициатива может найти не только административный способ решения, но и просто такой «артековский» способ решения.

— У вас есть бизнес-план, сколько денег «Артек» должен самостоятельно зарабатывать в перспективе ближайших лет?

— Давайте мы сразу поймем, что «Артек» — это не место зарабатывания денег, он никогда не будет окупаться. Это расходная статья. «Артек» — это в первую очередь вклад в ребенка, в образовательную систему. Если через «Артек» будет проходить до 40 тыс. детей в год, то уже через 10 лет в каждой школе, в каждой параллели будет по одному «артековцу». И все эти контакты между ними через личный успех будут достаточно устойчивыми: в этом году мы увидели, как на 90-летие «Артека» съехалась тысяча человек со всех уголков нашей страны, разного возраста. Это большой общественный институт, который оценить в денежном выражении очень сложно.

— Но все-таки — контракты, которые вы предлагаете производителям, велики?

— В отдельных проектах, конечно, просчитываем, у нас есть ожидания, но это будет сильно зависеть от тех цифр, которые нам дадут участники аукционов. Давайте сделаем так: когда пройдет хоть один аукцион, мы вернемся к этому разговору. Сейчас могу только сказать, что эти цифры исчисляются десятками миллионов рублей. Но для меня важно даже не это, а то, что мой бренд будет присутствовать на всей территории нашей страны и форму «Артека» можно будет купить, не выходя из дома, в интернет-магазине. А потом надеть ее и пройтись по улицам любого города любой страны.

«Стали называть свои комнаты номерами, а не палатами»

— Планируется, что реконструкция «Артека» будет идти до 2020-го, однако контракт с подрядчиком — компанией «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга — истекает в конце этого года. Будете искать нового исполнителя?

— Не могу ничего сказать, решение по поводу подрядчика принимает правительство РФ.

— Вы в этом никак не участвуете?

— Я только формирую задание на проектирование и, соответственно, осуществляю функцию заказчика. Территория лагеря позволяет увеличить пропускную способность в три, а то и в пять раз. В этом смысле для нас важным является следующий год, когда к имеющимся десяти лагерям добавятся как минимум еще два. Мы рассчитываем, что в следующем году пропускная способность лагеря составит 30 тыс. детей в год, в этом году была 19 тыс. Такие цифры будут достигнуты в том числе за счет того, что с мая лагерь перешел на круглогодичную работу.

— Материалы для строительства в основном с материка доставляются?

— Я вам открою тайну: в Крыму нет песка, который можно использовать для бетона и цемента. Гальку, которой засыпают пляжи, возят из Абхазии. Ну и так далее. В основном материалы, конечно, паромом с материка привозят.

— К лагерю проявляют интерес такие известные бизнесмены, как Куснирович и Ротенберг, — это их собственная инициатива?

— Уверяю вас, мы ощущаем этот интерес со стороны самых разных людей и компаний. Интерес очень простой: не так много однозначно положительных проектов, а в этом проекте очень понятная целевая аудитория, человеческие ценности, которые разделяются всеми слоями общества и воспринимаются как однозначно позитивные. Я думаю, что для бизнесменов прибыль в этом проекте вторична. Наверное, если бы ее вовсе не было, это было бы неправильно... Но вообще в жизни надо сделать какое-нибудь хорошее дело.

— Коммерческие путевки в «Артек» стоят 65 тыс. руб. А сколько составляют расходы на одного ребенка?

— Они примерно столько и составляют, то есть никакая прибыль в эту путевку не заложена. При нынешней организации хозяйства есть вероятность снижения издержек.

— Некоторые обвиняют вас в том, что вы сняли с баланса столовые и прачечные, людям пришлось уволиться...

— Это полное вранье. Да, мы вывели на аутсорсинг питание и обмундирование, в том числе стирку постельных принадлежностей. По контрактам стиркой и обмундированием сейчас занимается Bosco, питанием — московская компания ООО «Социальное питание «Центр». Одно из ключевых требований, которое я предъявил компаниям, выигравшим конкурсы, — чтобы они взяли моих сотрудников на работу, вложились в повышение их квалификации, увеличили им зарплату. В «Артеке» — около 1,6 тыс. человек персонала, в летнее время — 2 тыс. человек. Это количество не сократилось.

— Часть персонала живет прямо на территории «Артека», многие сдают свое жилье туристам...

— На сегодняшний день весь имущественный комплекс передан «Артеку» и закреплен за ним. Некоторое время назад работники лагеря понастроили дома на территории «Артека», стали в них жить, а свои общежития сдавать отдыхающим. При этом никаких прав на эту собственность у них нет. К тому же любую коммерческую деятельность необходимо согласовывать с собственником земли, а этого не происходит, то есть по сути то, что они делают, — незаконно.

Я понимаю, почему работники «Артека» занимались этим раньше. Им платили маленькие зарплаты, и, чтобы как-то выжить, они были вынуждены подрабатывать. Но сейчас ситуация другая. Зарплаты, как я уже говорил, подняли. Кроме того, предусмотрено строительство новых жилых домов для жителей «Артека» [персонала лагеря] — это в общей сложности 1 тыс. человек. На эти цели запланировано потратить 1 млрд руб. Мы будем предлагать людям переселяться в эти дома бесплатно.

— «Артек» всегда был международным лагерем. С присоединением к России для украинских детей возникли препятствия к приобретению путевок?

— Препятствия возникли для всех в равной степени, потому что 95% детей приезжают сюда по путевкам, профинансированным федеральным правительством. Все эти дети — граждане РФ, и поездка в лагерь им достается за их достижения.

Остальные 5% путевок реализуются на коммерческой основе, но только в том случае, если есть свободные места. Прежде всего они ориентированы на детей из других стран. Но тут политика такая: кто успел купить, тот и приехал. У нас есть дети из США, ОАЭ, Европы, Украины — все они приезжают сюда на коммерческой основе. У нас нет никакого разделения, мы никого не выделяем. «Артек» — вне политики, это детский центр, в котором возможны разные мнения. Зачем сложности взрослых переживать детям? Давайте оставим их за пределами их детской жизни.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 29 ноября
EUR ЦБ: 116,14 (+3,05)
Инвестиции, 28 ноя, 17:55
Курс доллара на 29 ноября
USD ЦБ: 109,58 (+1,57)
Инвестиции, 28 ноя, 17:55
Власти предложат бизнесу более 60 вариантов поддержки работников с детьмиЭкономика, 07:01
«Страна» сообщила о памятках датского посольства о «грубой» мобилизацииПолитика, 06:53
Что означает новое название магазина товаров для ремонта Лемана ПРОРБК и Лемана ПРО, 06:50
В Алтайском крае задержали директора соццентра, в котором отравились людиОбщество, 06:40
Лидер левой оппозиции Меланшон потребовал отставки МакронаПолитика, 06:35
Россияне рассказали о ситуации с долгами перед Новым годомФинансы, 06:00
«Известия» узнали о согласии поставщиков снизить цены на молоко и маслоОбщество, 05:48
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
Таланты в условиях «голода»: как сохранить ценных сотрудниковРБК и Битрикс24, 05:45
В алтайском социальном центре назвали причину отравления постояльцевОбщество, 05:28
Джонсон заявил, что Запад воюет с Россией «чужими руками»Политика, 05:11
Эксперты сообщили о максимальной за пять лет цене бутерброда с икройОбщество, 05:00
В Ростовской области после атаки дронов загорелся промышленный объектПолитика, 04:50
В Росавиации не увидели причин отказываться от Superjet-100Общество, 04:35
Как выбрать зимние шины, подходящие именно вашему автомобилюРБК и Ikon tyres, 04:30