Любимова назвала цензуру недопустимой на фоне скандала с «Современником»
Глава Министерства культуры Ольга Любимова отвергла информацию об обсуждении вместе с общественным советом при министерстве необходимости контроля за репертуарной политикой театров, сообщает «РИА Новости». Министр подчеркнула, что цензура запрещена Конституцией.
Ранее председатель общественного совета при Министерстве культуры Михаил Лермонтов рассказал, что планирует провести слушания по репертуару театров «в части соответствия стратегии нацбезопасности». Заявление прозвучало после обращения в Генеральную прокуратуру и московскую мэрию из-за спектакля «Первый хлеб» в театре «Современник» — в нем увидели оскорбление ветеранов войны.
«Мы всегда с уважением относимся к мнению общественности… Взаимодействие с общественным советом при Минкультуры России — не исключение. Но при этом не стоит приписывать ведомству идеи и суждения отдельных членов общественного совета. С нами эти предложения не обсуждались. Более того, в соответствии с законодательством Российской Федерации Минкультуры России не вправе вмешиваться в творческую деятельность учреждений культуры, этот процесс носит самостоятельный характер», — ответила Любимова.
Она добавила, что «цензура в нашей стране недопустима в соответствии с Конституцией».
21 июля общественная организация «Офицеры России» пожаловалась руководству театра, в Генеральную прокуратуру и мэрию Москвы из-за спектакля «Первый хлеб», поставленный в «Современнике». В организации заявили, что им поступают жалобы от ветеранов Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза и России, возмущенных «предельной неуважительностью» к ним со стороны авторов постановки. По сюжету героиня, которую играет Лия Ахеджакова, произносит монолог с нецензурными выражениями, когда приходит в нетрезвом состоянии на могилу мужа, погибшего во время войны в Афганистане. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил изучить жалобы на спектакль.
24 июля радиостанция «Эхо Москвы» сообщала со ссылкой на зрителей, побывавших на постановке, что из монолога героини вырезали мат. Режиссер постановки Бениамин Коц объяснил это тем, что текст привели в соответствие с изначальным вариантом.
Сама Ахеджакова предположила, что жалобы на спектакль связаны с нежеланием некоторых групп лиц, чтобы главным режиссером театра стал Виктор Рыжаков.