Как трансграничная интернет-торговля убивает бизнес
Беспошлинные покупки в иностранных интернет-магазинах нравятся покупателям, но разрушают российскую интернет-торговлю и ударяют по экономике в целом.
Без пошлин и налогов
2 декабря совет Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК) рассматривает проект о снижении беспошлинного порога на трансграничную торговлю до €150 или 10 кг. Почему этот вопрос важен и актуален?
В 2013 году объем рынка интернет-торговли в России был равен 537 млрд руб., а на долю трансграничных покупок приходилось около 20%. В 2014 году этот сегмент электронной коммерции вырос до 713 млрд руб. Из них уже 214 млрд (30%) — это кроссбордер.
Уже сейчас бюджет недополучает порядка 60 млрд руб. в год только на ввозных налогах (НДС и пошлины). Через два года доля кроссбордера составит минимум 50%, а потери для российской экономики возрастут еще больше.
В 2010 году в России был установлен порог на беспошлинную трансграничную торговлю на уровне €1 тыс. или 31 кг в месяц. Это самый высокий в мире лимит беспошлинного ввоза товаров. Например, в странах Евросоюза пошлину приходится платить при покупке от €22, в Китае — €7, в Бразилии и Аргентине вообще все посылки облагаются пошлиной.
Еще в 2013 году президент Владимир Путин предложил снизить порог до €150. Однако дальше обсуждения дело не пошло, и российскому e-commerce приходится конкурировать с иностранными компаниями в неравных условиях. Такая ситуация позволяет интернет-магазинам из Китая и США совершенно легально не платить налоги и пошлины в России, захватывая все большую часть сегмента электронной торговли на российском рынке. В крупнейшем китайском (и мировом) интернет-магазине AliExpress 10% трафика приходится на Россию — это самый большой показатель среди всех стран, не считая самого Китая.
Российские продавцы платят таможенные пошлины (около 10% в среднем) и НДС (18%), НДФЛ сотрудников (13%) и взносы в социальные фонды (в среднем 31%), они создают рабочие места и соблюдают закон о правах потребителей. Иностранные интернет-магазины, как правило, платят налоги лишь в стране своей регистрации, они лишены многих издержек и имеют конкурентные преимущества перед российскими магазинами и производителями товаров.
Патриотизм или экономия?
Самым важным преимуществом иностранных продавцов является цена. Как минимум только за счет неуплаты ввозной пошлины и НДС иностранные интернет-магазины могут делать цену на 25–30% ниже. А цена для интернет-покупателя и раньше была основным фактором принятия решения о покупке, а в кризисные времена она приобрела еще большее значение.
Фактор, который выгодно отличал российские магазины, — это сроки доставки, однако и он сходит на нет. Иностранные компании инвестируют в логистику, строят вокруг России склады и распределительные центры. Это позволит сделать срок доставки практически таким же, как и у российских магазинов.
За последние два года проблема приобрела колоссальный масштаб. Китайские и американские компании начали агрессивную экспансию. Огромные корпорации Alibaba (AliExpress), Amazon, eBay, jd.com, привлекающие миллиарды долларов инвестиций, ставят перед собой задачу экспоненциального роста. Они готовы продавать даже в убыток ради роста выручки. При этом государство ничего не получает от деятельности иностранных магазинов: ни налогов, ни дополнительных рабочих мест.
Например, крупнейший китайский ретейлер jd.com уже открыл логистический центр в Финляндии. Его запуск был приурочен к распродаже «День холостяков», проходившей с 9 по 13 ноября, и в первые два дня распродажи около 80% всех заказов были сделаны из России и стран СНГ. Срок доставки при этом сократился от 20–30 дней до трех-семи.
Конечно, обычному потребителю такая картина мира не может не нравиться: у него появляется больше выбора, за его внимание растет конкуренция, а это значит, что повышается уровень обслуживания. Отечественные интернет-магазины предпринимают рискованные и дорогие шаги, чтобы заполучить клиентов. Например, мало кто из иностранных компаний готов предоставить бесплатную услугу примерки, когда вы можете заказать до десяти пар обуви и выбрать (или не выбрать) одну понравившуюся.
В этих неравных конкурентных условиях, поддерживая иностранные магазины своими покупками, российский потребитель фактически «помогает» разоряться отечественным компаниям — он вкладывает средства в чужую экономику. Понятно, что потребитель не должен думать о прибыли российских интернет-магазинов и развитии отрасли. Он ищет самое выгодное предложение и имеет на это право. О том, что нужно сделать, чтобы стимулировать и поддержать российскую интернет-торговлю, должно думать государство, потому что оно прямо в этом заинтересовано.
Равные условия
Бесконечно обсуждать вопрос о снижении пошлин — значит, подрывать российскую экономику еще больше. Мы теряем деньги, компании, рабочие места как в торговле, так и на производстве. В 2014 году многие крупные онлайн-игроки попросту перестали существовать. Sotmarket проходит процедуру банкротства, закрылись Cyberry, «Телемакс», Enter. Компаниям не хватает денег на развитие, а условия внутри страны для нормальной конкурентной работы с мировыми ретейлерами не созданы.
Необходимо снизить беспошлинный порог хотя бы до европейского уровня (€22–25) или вовсе его отменить. При этом, чтобы стимулировать производство в России, можно уменьшить пошлины на ввоз электронных компонентов, создавать иностранным производителям благоприятные условия для создания локализованных производств электроники и т.д.
Если мы не хотим потерять одну из самых быстроразвивающихся отраслей в мире, действовать нужно прямо сейчас. И речь не идет о финансовой помощи государства или о каких-то радикальных мерах: мы говорим о создании равных условий для всех участников рынка, как это и происходит во всем мире.