Москалькова назвала ошибкой закон о декриминализации побоев в семье
Принятие закона о декриминализации побоев в семьях было ошибкой. Об этом заявила в ходе открытого урока «Права человека» уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, передает «РИА Новости».
Москалькова также выступила за ратификацию стамбульской Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. «Сегодня человек, который находится в семейном пространстве, не защищен от насилия, которое не переходит грани преступления», — сказала она.
Закон о декриминализации побоев (автор законопроекта — сенатор Елена Мизулина) вступил в силу в феврале прошлого года. «Побои», согласно тексту закона, — это действия, «причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий». Если один член семьи совершил такие действия по отношению к другому впервые, то их теперь рассматривают как административное, а не как уголовное правонарушение. За них могут выписать штраф 30 тыс. руб., арестовать на 15 суток или назначить исправительные работы. Повторные побои рассматриваются уже как уголовное преступление.
Когда сенатор Мизулина только внесла поправки на рассмотрение, омбудсмен Москалькова поддержала ее предложения. Как сообщало «РИА Новости», тогда она высказала мнение, что с новыми поправками каждый член семьи сам будет решать, наказывать ли избившего его родственника.
«Думаю, что это правильно», — добавила уполномоченный по правам человека. Москалькова привела в пример случай из собственной практики, когда мужчина был приговорен к трем годам лишения свободы за избиение жены, а последняя позже попросила его отпустить, так как «переосмыслила свое поведение» и посчитала, что «она его сама достала».
Против этого закона ранее выступал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Комментируя его норму, он отметил: «Вот мы уже пожинаем насилие». Глава МВД Владимир Колокольцев указывал, что декриминализация привела к возникновению новых трудностей: например, судьи чаще всего назначают нарушителям штраф от 5 тыс. до 30 тыс. руб. и они платят их из семейного бюджета, общего с жертвами, а не арест или обязательные работы.
В Human Rights Watch подсчитали, что число обращений в кризисные центры после принятия закона выросло. Правозащитники считают, что для борьбы с домашним насилием в стране нужно создавать приюты для пострадавших.