ОНФ заявил о срывах закупок лекарств в регионах
В пяти регионах России каждые четвертые торги по закупке жизненно-необходимых и важнейших лекарств для льготников и местных больниц объявляются несостоявшимися из-за отсутствия предложений от поставщиков, следует из исследования проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки». РБК ознакомился с результатами мониторинга ОНФ и проследил, как изменилась ситуация с закупкой лекарств после введения в конце 2017 года нового порядка формирования цен при госзакупках медикаментов.
Как работает система госзакупок лекарств в России
С 2014 года в России действует система государственных закупок любых товаров для государственных нужд, в том числе лекарств, согласно которой учреждения, в данном случае больница или региональный департамент здравоохранения, должны разместить лот на сайте госзакупок и ждать предложения от поставщиков. Выигрывает наименьшее по цене предложение. Чаще всего государство закупает жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
В конце 2017 года Минздрав ввел дополнительные правила определения начальной (максимальной) цены контракта — выше которой предложения не рассматриваются. После этого, как предполагает ОНФ, во многих регионах поставщики перестали выходить на торги, поскольку участие в них сочли невыгодными.
В целом по стране, то есть по 85 субъектам Федерации, количество несостоявшихся аукционов увеличилось незначительно — на 3%. За период с 1 января по 8 декабря 2017 года не состоялось 27 264 закупки, а с 9 декабря 2017 года по 14 августа 2018 года — 28 064 закупки.
Но в пяти регионах проблема несостоявшихся торгов стоит остро, подчеркивают в ОНФ, — в Белгородской и Рязанской областях, Хакасии, Хабаровском и Красноярском краях. В связи с этим ОНФ обратился в Федеральную антимонопольную службу и Минздрав с просьбой принять меры по недопущению роста количества несостоявшихся процедур, а также передал информацию о ситуации профильному вице-премьеру Татьяне Голиковой. РБК направил запросы в эти регионы — ухудшилась ли за год ситуация с лекарственным обеспечением.
После выхода публикации департамент здравоохранения Орловской области сообщил, что в 2019 году учреждениями региона было размещено 119 лотов, из них по 99 процедуры состоялись, а по 20 — нет. По утверждению пресс-службы департамента, среди причин срыва торгов — низкая максимальная цена контракта, возникшие у поставщиков проблемы с наличием лекарств, халатность поставщиков, когда они пропускают время подачи заявки, и т. д. Чтобы избежать перебоев в обеспечении пациентов, департамент проводит повторную закупку у единственного поставщика и при необходимости перераспределяет лекарства между больницами.
В целом, ситуация с лекарственным обеспечением в регионе контролируемая, стабильная, в ежедневном режиме осуществляется отпуск лекарственных препаратов льготным категориям граждан.
Наибольший относительный рост несостоявшихся закупок произошел в Марий Эл — 215%. В 2017 году, до вступления в силу приказа Минздрава, там не состоялось только 67 тендеров, после — 211. На 115% выросло количество несостоявшихся закупок в Челябинской области, на 117% — в Красноярском крае.
«В Московской области таких [несостоявшихся] закупок оказалось 503 из 4,5 тыс. Это острейший социальный вопрос — в этом году мы получили серию жалоб пациентов на отсутствие лекарств, положенных [к наличию] в аптеках и больницах. Люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, онкологией, вынуждены прерывать терапию, без которой их жизнь находится под угрозой», — говорит член регионального штаба ОНФ в Московской области Юрий Фокин.
Приказ Минздрава 2017 года нацелен на определение начальной максимальной цены за счет комплекса инструментов — зарегистрированные цены, анализ рынка, расчет средневзвешенной цены, отмечают в ОНФ. При проведении повторных процедур заказчик вправе увеличивать цену, но каждая такая закупка занимает месяц и более.
Порядок определения начальной максимальной цены контракта не учитывает объем поставок и стоимость логистики, говорит о претензиях участников рынка к новой системе заместитель генерального директора фармацевтической компании Stada CIS Иван Глушков. «Поэтому ожидаемо, что в некоторых регионах, где стоимость логистики высока или объемы поставок маленькие, могут возникнуть проблемы с заявками на конкурсах», — объяснил он.
В ОНФ также обращают внимание, что с 1 января 2019 года к инструментам определения начальной максимальной цены контракта добавилась система референтных цен на лекарства. Пока она еще нигде официально не публиковалась и не обсуждалась с производителями и другими участниками рынка, подчеркивают в ОНФ.
В пресс-службе Минздрава заявили РБК, что в настоящее время в графе «референтная цена» при госзакупке публикуется средневзвешенная цена в конкретной лекарственной форме и дозировке на основе анализа закупок по России. Об опубликовании референтных цен для определенных диапазонов закупки лекарств, объединенных по признакам взаимозаменяемости, будет сообщено дополнительно, отметили в ведомстве.
«Масштабные изменения, которые направлены на улучшение ситуации, вводятся без пилотного апробирования. В итоге мы действительно получаем минимальные начальные цены торгов, но в них никто не принимает участия, а значит, люди не получают вовремя лекарств», — говорит координатор проекта «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта.
«Определенная доля смелости»
Проект ОНФ называется «За честные закупки», именно на достижение этой цели направлен ведомственный приказ, определяющий правила формирования начальной максимальной цены контракта, отвечают в Минздраве на претензии «Народного фронта». «Эксперты ОНФ почему-то никак не комментируют проблему, которую обнаружил ФАС, о массовых картельных сговорах при закупках, или данная проблема — фикция?» — отмечают также в Минздраве. На протяжении последних лет ФАС постоянно возбуждает дела против участников картелей на рынке государственных закупок лекарств. Последнее дело было возбуждено в ноябре 2018 года против пяти компаний.
В пресс-службе министерства заявили РБК, что комплексный анализ цен и предложений по закупаемому лекарству позволяет заказчику обосновать выбор минимально возможной цены. «В условиях действующего законодательства заказчикам для того, чтобы аукционы проходили вовремя, требуется определенная доля смелости, чтобы при любом выборе цены, отличной от минимума, быть готовыми объяснить причины этого отклонения, и приказ министерства им это позволяет сделать», — заключили в Минздраве.
В пресс-службе ФАС сообщили РБК, что в службу поступило несколько обращений от фармацевтических компаний. «От ОНФ пока обращений не поступало. В настоящий момент антимонопольное ведомство проводит анализ ситуации с госзакупками лекарственных средств. Его результаты в ближайшее время будут направлены в Министерство здравоохранения», — отметили в ФАС.