Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

СК Чечни обвинил жену экс-судьи Янгулбаева в нанесении раны участковому

Адвокаты впервые смогли посетить Зарему Мусаеву в СИЗО Грозного и изучить материалы дела о нападении на полицейского: жене экс-судьи вменяют нанесение участковому раны в области скулы. Мусаевой дважды вызывали в суд скорую помощь
Зарема Мусаева
Зарема Мусаева (Фото: ИА Грозный - Информ / Youtube)

Адвокаты Заремы Мусаевой, жены экс-судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева, смогли пообщаться с ней впервые после ее вывоза из Нижнего Новгорода и ареста в Грозном, сообщили РБК в «Комитете против пыток» (юрлица организации были признаны иноагентами, сейчас она работает без регистрации). В СИЗО Грозного, где она содержится, допустили адвокатов Александра Караваева, Аркадия Шиндяпина и Ольгу Омариеву.

Мусаева страдает сахарным диабетом, на момент вывоза ее чеченскими силовиками из дома у нее были симптомы COVID, говорили ранее члены ее семьи. «Медицинскую помощь ей оказывают, но чувствует она себя очень плохо. Дважды — при рассмотрении дела об административном правонарушении и при избрании меры пресечения [по уголовному делу] — Мусаевой вызывали в суд скорую помощь. Факт совершения каких-либо противоправных действий Мусаева категорически отрицает», — сказала РБК пресс-секретарь комитета Наталья Курекина.

СПЧ попросил отдать дело жены экс-судьи Янгулбаева в Москву
Политика
Валерий Фадеев

«Состояние здоровья у нее не очень, выглядит она не очень. Ей тяжело ходить, координация в пространстве у нее нарушена. Врачи к ней вроде как приходят, она сама говорит об этом, и мы разговаривали с руководством СИЗО — они говорят, что все необходимые меры принимают. Мы не знаем, почему у нее такое состояние. Мы не медики, но у нас есть версия, что это может быть последствием перевозки из Нижнего Новгорода. Пока ее сутки везли, а потом судили по административной статье, она ничего не ела, вообще. А у нее диабет, для диабетика это очень болезненно, и она может долго от этой ситуации отходить. Мы будем настаивать на дополнительных медицинских обследованиях, принимать со своей стороны меры по поводу ее здоровья. Пока она ходит еле-еле», — рассказал РБК адвокат Александр Караваев.

Скорую помощь Мусаевой вызывали во время обоих судебных заседаний — и по административному протоколу, и по мере пресечения по уголовному делу, уточнил Караваев. «Она падала в обморок, давление было 90 на 60, очень высокий сахар — 13. Ее не госпитализировали. В материалах дела по мере пресечения осталась ее кардиограмма, другие документы скорой», — заявил адвокат. Сейчас Мусаева содержится в одиночной камере, она должна отбыть десятидневный карантин. «Мы с ней общались через стекло. У нее нет телевизора, нет холодильника, других удобств. Сначала в камере было холодно, сейчас стало теплее. К сотрудникам СИЗО она не предъявляет никаких претензий», — сказал Караваев.

Кадыров обсудил с Путиным вопросы, которые требовали «личного участия»
Политика

«Очнувшись 22 января в спецприемнике, она не могла вспомнить, как ее туда доставили и на каком основании она там находится», — сообщила Курекина.

Пресс-секретарь комитета также добавила, что Мусаева опровергает отказ от своих защитников. 28 января замначальника полиции МВД Чечни по охране общественного порядка Хусейн Айдамиров передал адвокатам предположительно написанное Мусаевой заявление, где она утверждала, что не нуждается в их услугах. 4 февраля она лично сообщила адвокатам, что от их юридической помощи «не отказывалась, не отказывается и не планирует отказываться по доброй воле», сказали в комитете.

В чем обвиняют Мусаеву

Защитники смогли изучить материалы ходатайства следствия об аресте Мусаевой по статье о применении насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК), где изложена фабула ее обвинения. До своего заключения под стражу 2 февраля женщина отбыла 15 суток административного ареста по обвинению в мелком хулиганстве.

«21 января в 19:00 Мусаева находилась в помещении отдела полиции № 1 УМВД по городу Грозный, где якобы в 19:15 совершила мелкое хулиганство, заключавшееся в том, что она «выражалась грубой нецензурной бранью в адрес граждан, находящихся перед дежурной частью ОП № 1, на замечание не реагировала, проявляла агрессию, оскорбляла человеческое достоинство и общественную нравственность, тем самым нарушила общественный порядок», — говорится в материалах дела.

Далее в 19:20 она якобы нанесла участковому уполномоченному, оформлявшему протокол об административном правонарушении, «телесные повреждения в виде ссадины и раны левой скуловой области», что, по версии полиции, составило уголовное преступление.

В деле есть показания этого участкового, сказал РБК Караваев. «Он шел мимо дежурной части, увидел, что она громко говорит какие-то непотребные выражения. Он к ней обратился, сказал, что она нарушает закон и он вынужден составить на нее протокол об административном правонарушении. Стал выяснять ее анкетные данные, документы заполнять, она на него набросилась, царапала, била и все такое. Это вот суть его показаний», — рассказал адвокат.

В отношении Мусаевой был составлен протокол об административном правонарушении, который суд рассмотрел за пределами рабочего времени — в 22:20 того же дня, назначив Зареме самое строгое наказание из возможных (мелкое хулиганство подразумевает также санкцию в виде штрафа от 500 до 1000 руб.).

Пока Мусаева находилась в спецприемнике, следственный отдел полиции по Ахматовскому району Грозного 24 января начал доследственную проверку по факту нанесения Мусаевой телесных повреждений участковому. В тот же день материалы проверки были переданы в первый отдел по особо важным делам СУ СК РФ по Чеченской Республике.

27 января следователь Аюб Тарамов возбудил в отношении Мусаевой уголовное дело. Ее дважды допросили: во время первого допроса в качестве подозреваемой она, согласно протоколу, отказалась давать показания, воспользовавшись 51-й статьей Конституции. Во время второго допроса в качестве обвиняемой заявила, что не применяла насилия к участковому, так как «была не в состоянии даже стоять».

Во время следственных действий и суда по мере пресечения с Мусаевой был адвокат по назначению — он не дождался оглашения решения суда, не обжаловал ее арест, рассказал РБК Караваев: «Оказывается, в тот день, когда я и другие адвокаты были у спецприемника, звонили в дежурную часть, когда приезжал замначальника МВД и заявлял, что ни один адвокат не войдет, — ровно в это время шел ее допрос. Следователей, которые приехали к ней, мы видели. Мы думали, честно говоря, что это наружка за нами едет. Но мы видели, как они заходили с адвокатом, как выходили, пока мы стучались в двери с ордерами».

На судебном заседании по избранию меры пресечения в отношении Мусаевой присутствовал участковый, якобы пострадавший от ее нападения. «Как она сказала, она впервые его увидела в суде. До этого она его в глаза не видела. Она говорит, что он стоял с опущенной головой и не мог на нее смотреть», — добавил защитник.

Преследование Янгулбаевых

20 января сотрудники полиции Чечни вывезли Мусаеву из квартиры в Нижнем Новгороде, где она жила вместе с супругом, судьей Верховного суда Чечни в отставке Сайди Янгулбаевым, и дочерью Алией. Полицейские при этом предъявили постановление о приводе Мусаевой в качестве свидетельницы по уголовному делу о мошенничестве, совершенном в 2019 году. Привод также был оформлен в отношении Сайди Янгулбаева, однако из-за судейской неприкосновенности увезти его силовики не решились.

Семья уверена, что это связано с преследованием властями Чечни сыновей Янгулбаевых. Младшего, Ибрагима Янгулбаева, силовики считают причастным к  Telegram-каналу 1ADAT (признан судом эстремистским), он провел около полутора лет в грозненском СИЗО по делу об экстремизме, а также жаловался в Европейский суд по правам человека на избиение и пытки в грозненской полиции в связи с высказываниями в интернете. Старший, Абубакар Янгулбаев, — юрист, ранее сотрудничавший с «Комитетом против пыток». В конце декабря его задержали в Пятигорске, обыскали и допросили по делу об оправдании терроризма в отношении брата. Тогда же Абубакар Янгулбаев сообщил, что в Чечне пропали порядка 40 родственников семьи.

Все это время с Мусаевой не было связи. Спустя сутки глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что женщина «напала на сотрудника полиции и чуть не лишила его глаза».

Позднее Кадыров заявлял, что семью экс-судьи «ждет место либо в тюрьме, либо под землей» и что Янгулбаевы, возможно, причастны к организации нападения на бывшего чеченского силовика в Турции, и потребовал «уничтожить» их как пособников террористов в случае сопротивления. После его выступления Янгулбаевы покинули Россию. Позднее коллегия судей Чечни лишила Сайди Янгулбаева неприкосновенности.

Янгулбаев счел незаконным лишение его судейской неприкосновенности
Политика
Члены квалификационной коллегии судей Чечни во время рассмотрения представления председателя Совета судей Чечни Алавдина Гардалоева о прекращении отставки судьи Сайди Янгулбаева

Депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов обещал «отрезать головы» Янгулбаевым (перевод Би-би-си). «У нас с вами вражда, война, кровная месть», — говорил он по-чеченски во время трансляции в Instagram. Заявления в адрес семьи прозвучали также от начальника управления МВД по Грозному Дени Айдамирова, первого зампреда правительства Чечни Исы Тумхаджиева, врио начальника управления МЧС по Чечне Алихана Цакаева, командира полка имени Ахмата Кадырова Замида Чалаева.

Кроме Янгулбаевых угрозы в свой адрес от главы Чечни получили журналистка «Новой газеты» Елена Милашина (издание требовало от СК возбудить уголовное дело против Кадырова), а также основатель «Комитета против пыток» и член Совета по правам человека Игорь Каляпин. Милашина после этого заявила об отъезде из России.

Песков назвал традицию кровной мести в Чечне не коррелирующей с законом
Политика
Дмитрий Песков

2 февраля на центральной площади Грозного перед мечетью «Сердце Чечни» прошел митинг против семьи Янгулбаевых, агентство «Грозный-информ» утверждало, что на акцию собрались более 400 тыс. человек. Кадыров назвал демонстрантов защитниками ислама и заявил, что каждый их шаг «был сделан на пути газавата» (священной войны).

На следующий день после митинга пресс-служба Кадырова сообщила о его встрече с президентом Владимиром Путиным в Москве, при этом сообщение было проиллюстрировано фотографией 2017 года. Позднее стало известно о встрече главы Чечни с премьер-министром Михаилом Мишустиным.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

Лента новостей
Курс евро на 8 ноября
EUR ЦБ: 105,57 (-0,14)
Инвестиции, 17:52
Курс доллара на 8 ноября
USD ЦБ: 98,07 (-0,15)
Инвестиции, 17:52
Путин назвал новое мироустройство музыкальным терминомПолитика, 20:23
Ига Свёнтек неожиданно вылетела c Итогового турнира WTAСпорт, 20:18
Путин спрогнозировал конец монополии ЗападаПолитика, 20:11
Путин оценил риск применения ядерного оружияПолитика, 20:11
Путин раскрыл отношение России к западной цивилизацииПолитика, 20:05
Певец Данко вступил в добровольческое подразделение «Барс-Крым»Политика, 20:02
Рекордсмена сборной России не выпустят на матч НХЛ против клуба КучероваСпорт, 20:00
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В ЦБ назвали минимально возможный уровень изменения процентной ставкиЭкономика, 19:58
Путин рассказал о борьбе за новый миропорядокПолитика, 19:58
Минпромторг рассказал о страхе заводов внедрять роботов на производстваБизнес, 19:48
Путин выступает на заседании клуба «Валдай». Прямая трансляцияПолитика, 19:46
Выборы президента США — 2024. ГлавноеПолитика, 19:45
Рэпера Slimus оштрафовали за пропаганду наркотиков в песняхОбщество, 19:41
Честный частный майнер. Что нужно знать о законной добыче криптовалютКрипто, 19:33